МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 52» ПРИНЯТО на Педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 52» Протокол № 1 от 31.08.2023 г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 52» ___________ О.В. Белозуб «____» ____________ 2023 АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 52» (в соответствии с ФГОС ДО и ФАОП ДО) Северск 2023 I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка. 2. Цели и задачи реализации Программы. 3. Принципы и подходы к формированию Программы. 4. Целевые ориентиры реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР. 5. Особенности педагогической диагностики развития обучающихся. II. Содержательный раздел 1. Общая модель организации образовательной деятельности с ребенком с ОВЗ по пяти образовательным областям. 1.1 Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». 1.2. Содержание образовательной области «Познавательное развитие». 1.3. Содержание образовательной области «Речевое развитие». 1.4. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». 1.5 Содержание образовательной области «Физическое развитие». 2. Взаимодействие педагогических работников с детьми. 3. Взаимодействие педагогического представителями) обучающихся. коллектива с родителями (законными 4. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР 4.1 Специальные условия для получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи. 4.2 Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых функций обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. 4.3 Квалифицированная коррекция нарушений речеязыкового развития обучающихся с ТНР. 5. Рабочая программа воспитания. 5.1 Целевой раздел. 5.1.1 Общая цель воспитания в МБДОУ «Детский сад № 52» 5.1.2 Принципы построения Программы воспитания. 5.1.3 Сообщества МБДОУ «Детский сад № 52» . 5.1.4 Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания 5.1.5 Целевые ориентиры воспитательной работы для обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста (до 8 лет). 5.2 Содержательный раздел. 5.2.1 Реализация Программы воспитания. 5.2.2 Патриотическое направление воспитания. 5.2.3 Социальное направление воспитания. 5.2.4 Познавательное направление воспитания. 5.2.5 Физическое и оздоровительное направление воспитания. 5.2.6 Трудовое направление воспитания. 5.2.7 Этико-эстетическое направление воспитания. 5.2.8 Особенности реализации воспитательного процесса. 5.3. Организационный раздел Программы воспитания 5.3.1 Уклад. 5.3.2 Взаимодействия педагогического работника с детьми с ОВЗ. События организации. 5.3.3 Организация предметно-пространственной среды. 5.3.4 Кадровое обеспечение воспитательного процесса. 5.3.5 Условия реализации Программы воспитания. III. Организационный раздел Программы 1. Условия реализации Программы: 1.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ТНР 1.2 Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды 1.3 Материально-технические условия, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения. 1.4 Финансовое обеспечение 1.5 Кадровые условия 2. Режим дня и распорядок 3. Планирование образовательной деятельности 4. Календарный план воспитательной работы IV. Краткая презентация Программы I. Целевой раздел Программы. 1. Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 52» (далее – Программа) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР), предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа ориентирована на детей от 4-х до 7-ми лет с тяжелыми нарушениями речи и реализуется в разновозрастной группе компенсирующей направленности. 2. Цель реализации Программы соответствует ФАОП ДО п.10.1. Задачи Программы: соответствует ФАОП ДО 10.2. 3. Принципы и подходы к формированию Программы для обучающихся с ТНР соответствует ФАОП ДО п. 10.3.3 4. Целевые ориентиры реализации Программы для обучающихся с ТНР Младший дошкольный Средний дошкольный Этап завершения освоения возраст возраст Программы I II III Сформированность мотивации к образовательной деятельности 1) способен к устойчивому эмоциональному контакту с педагогическим работником и обучающимися; 1) проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью педагогического работника) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели; Речевое развитие Понимание речи II 2) понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств; 3) использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией; 1) обладает сформированной мотивацией к школьному обучению; I III 2) проявляет речевую 2) усваивает значения новых активность, способность слов на основе знаний о взаимодействовать с предметах и явлениях окружающими, желание окружающего мира; общаться с помощью 3) употребляет слова, слова, стремится к обозначающие личностные расширению понимания характеристики, речи; многозначные; 3) понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи; Лексико-грамматический строй речи I II III 4) пополняет активный 4) различает разные формы 4) умеет подбирать слова с словарный запас с слов (словообразовательные противоположным и сходным последующим включением модели и грамматические значением; его в простые фразы; формы); 5) правильно употребляет 5) понимает и выполняет 5) использует в речи основные грамматические словесные инструкции, сложносочиненные формы слова; выраженные простыми по предложения с степени сложности сочинительными союзами; синтаксическими 22) в речи употребляет все конструкциями; части речи, кроме причастий и деепричастий, проявляет I 6) различает значения бытовой лексики и их грамматические формы; 7) называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами; 8) участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух - трех слов, которые могут добавляться жестами); 9) рассказывает двустишья; 10) использует слова, простые предложения, состоящие из двух - трех слов, которые могут сопровождаться жестами; словотворчество; Связная речь II 6) пересказывает (с помощью педагогического работника) небольшую сказку, рассказ, с помощью педагогического работника рассказывает по картинке; 7) составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью педагогического работника), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта; 23) сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью педагогического работника и самостоятельно); 20) владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и с педагогическим работником, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими, используя речевые и неречевые средства общения III 6) составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы; 23) пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся; 24) составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры; 25) составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы из личного опыта; 13) передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику; Подготовка к обучению грамоте I II III 8) осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных); 26) владеет предпосылками овладения грамотой; Сформированность фонематического слуха и звукопроизношения I II III 11) произносит простые по 8) владеет простыми 7) владеет простыми формами артикуляции звуки; формами фонематического фонематического анализа, 12) воспроизводит анализа; способен осуществлять звукослоговую структуру 9) использует различные сложные формы двухсложных слов, виды интонационных фонематического анализа (с состоящих из открытых, конструкций; постепенным переводом закрытых слогов; речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза; 9) правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом); Социально-коммуникативное развитие I II III 13) выполняет отдельные 10) выполняет 10) проявляет инициативу и ролевые действия, взаимосвязанные ролевые самостоятельность в разных носящие условный действия, изображающие видах деятельности: в игре, характер, участвует в социальные функции людей, общении; разыгрывании сюжета: понимает и называет свою 11) выбирает род занятий, цепочки двух - трех роль; участников по совместной действий; 11) использует в ходе игры деятельности, избирательно и 14) соблюдает в игре различные натуральные устойчиво взаимодействует с элементарные правила; предметы, их модели, детьми; 15) осуществляет перенос, предметы-заместители; 12) участвует в коллективном сформированных ранее 12) передает в сюжетносоздании замысла в игре и на игровых действий в ролевых и театрализованных занятиях; различные игры; играх различные виды 14) регулирует свое 16) проявляет интерес к социальных отношений; поведение в соответствии с действиям других 13) стремится к усвоенными нормами и обучающихся, может им самостоятельности, правилами, проявляет подражать; проявляет относительную кооперативные умения в 17) замечает независимость от процессе игры, соблюдая несоответствие поведения педагогического работника; отношения партнерства, других обучающихся 14) проявляет взаимопомощи, взаимной требованиям доброжелательное поддержки; педагогического отношение к детям, 15) отстаивает усвоенные работника; педагогическим работником, нормы и правила перед 18) выражает интерес и оказывает помощь в ровесниками и проявляет внимание к процессе деятельности, педагогическим работником, различным благодарит за помощь; стремится к эмоциональным самостоятельности, проявляет состояниям человека относительную 33) выполняет орудийные независимость от действия с предметами педагогического работника; бытового назначения с незначительной помощью педагогического работника I 19) показывает по словесной инструкции и может назвать два - четыре основных цвета и две - три формы; 20) выбирает из трех предметов разной величины "самый большой" ("самый маленький"); Познавательное развитие II 15) занимается различными видами детской деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (не менее 15 мин.); 16) устанавливает причинноследственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и III 16) использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами; 17) использует в процессе продуктивной деятельности 21) усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах; 22) считает с соблюдением принципа "один к одному" (в доступных пределах счета); 23) знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь); растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; 17) осуществляет "пошаговое" планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью педагогического работника, а затем самостоятельно; 18) имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток; 19) использует схему для ориентировки в пространстве; 21) может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует); все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности; 18) устанавливает причинноследственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; 19) определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры; 20) владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1 - 9, соотносит их с количеством предметов, решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения; 21) определяет времена года, части суток; 22) самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует); Художественно-эстетическое развитие Продуктивная деятельность I II III 24) эмоционально 25) положительно 27) стремится к положительно относится эмоционально относится к использованию различных ко всем видам детской изобразительной средств и материалов в деятельности, ее процессу деятельности, ее процессу и процессе изобразительной и результатам; результатам, знает деятельности; 25) владеет некоторыми материалы и средства, 28) имеет элементарные операциональноиспользуемые в процессе представления о видах техническими сторонами изобразительной искусства, понимает изобразительной деятельности, их свойства; доступные произведения деятельности, пользуется 26) знает основные цвета и искусства (картины, карандашами, их оттенки; иллюстрации к сказкам и фломастерами, кистью, 27) сотрудничает с другими рассказам, народная мелом, мелками; детьми в процессе игрушка), воспринимает 26) планирует основные выполнения коллективных музыку, художественную этапы предстоящей работы работ; литературу, фольклор; с помощью 24) изображает предметы с 30) сопереживает персонажам педагогического работника; 27) с помощью педагогического работника и самостоятельно выполняет ритмические движения с музыкальным сопровождением; I 28) осваивает различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание); 29) обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне); 30) действует в соответствии с инструкцией; 31) выполняет по образцу, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя); 32) стремится принимать активное участие в подвижных играх 34) с незначительной помощью педагогического работника стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные деталями, появляются элементы сюжета, композиции; Музыкальное развитие 28) внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью; Физическое развитие II 29) выполняет двигательные цепочки из трех - пяти элементов; 30) выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе; 31) описывает по вопросам педагогического работника свое самочувствие, может привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли; 32) самостоятельно умывается, следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования. художественных произведений; 10) владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; 29) проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам; III 31) выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции педагогических работников: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения; 32) осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений; 33) знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта; 34) владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек). просьбы педагогического работника 5. Целевые ориентиры, представленные в Программе: не подлежат непосредственной оценке; не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития обучающихся с ОВЗ; не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями обучающихся с ОВЗ; не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся; не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных обучающихся в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Программой предусмотрена система педагогической диагностики развития обучающихся, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая (ФАОП ДО п. 10.5.6): 1) педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; 2) детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности; 3) карты развития ребенка с ОВЗ; 4) различные шкалы индивидуального развития ребенка с ОВЗ. Особенности проведения диагностики развития обучающихся с ТНР представлены в Приложении 1 к Программе. В логопедической и психологической диагностике развития обучающихся, в том числе его динамики используется следующий инструментарий: - Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»; - Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика в детском саду»; - диагностический комплект для детей дошкольного возраста "Цветик-семицветик" под редакцией Куражевой Н.Ю.; - Иншакова О.В. «Альбом для логопеда. Методическое пособие»; - Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (4-7 лет) Нищевой Н.В. II. Содержательный раздел Программы. 1. Общая модель организации образовательной деятельности с ребенком с ТНР по пяти образовательным областям. Образовательная деятельность обучающихся с ТНР осуществляется в соответствии с направлениями развития ребенка по пяти образовательным областям с учетом методического комплекта к «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой. Образовательная деятельность организуется по принципу комплексно-тематического планирования образовательного процесса. Тематический план (план лексических тем) составляется учителем-логопедом на текущий учебный год. По инициативе воспитанников или родителей, с учетом социальных ситуаций, в план могут быть внесены изменения. Образовательная деятельность с детьми с ТНР интегрирована по содержанию и решает задачи речевого развития во всех образовательных областях. Социальнокоммуникативное развитие Физическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Художественноэстетическое развитие Совместная образовательная деятельность педагогических работников с детьми с ТНР предполагает следующие направления работы: формирование представлений обучающихся о разнообразии окружающего их мира и людей; воспитание правильного отношения к людям, вещам; обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и предпочтения обучающихся ("хочу - не хочу", "могу - не могу", "нравится - не нравится"). 1.1. Содержание области «Социально-коммуникативное развитие» ребенка с ТНР отражено в ФАОП ДО п.32.1. Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" по следующим разделам: игра; представления о мире людей и рукотворных материалах; безопасное поведение в быту, социуме, природе; труд. Для решения образовательных задач по формированию безопасного поведения используется Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» Тимофеевой Л.Л. 1.2. Содержание области «Познавательное развитие» отражено в ФАОП ДО п.32.2. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» обеспечивает: развитие у обучающихся с ТНР познавательной активности; обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта; формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности; формирование представлений об окружающем мире; формирование элементарных математических представлений. Организация образовательной деятельности с детьми осуществляется с использованием методического комплекта к «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой Ознакомление с окружающим миром организуется с учетом лексических тем и планируется с использованием модели «Трех вопросов», для выявления образовательных потребностей воспитанников. Формирование и развитие элементарных математических представлений происходит по парциальной программе «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой. Вариативная часть Выбор содержания вариативной части был определен с учетом образовательных потребностей и интересов участников образовательных отношений, а также возможностями педагогического коллектива учреждения и условиями, созданными в детском саду. Обогащение представлений дошкольников об окружающей природной среде (с учетом региональных и климатических условий) происходит в соответствии с Методическими рекомендациями наблюдений на экологической тропе, разработанными творческой группой педагогов Учреждения (Приложение 2 к Программе). Обогащение исследовательского опыта дошкольников осуществляется с использованием парциальной программы «Юный исследователь» для детей с 3 до 7 лет, составленной Прилуцкой Н.А. (Приложение 3 к Программе) 1.3. Содержание образовательной области "Речевое развитие" отражено в ФАОП ДО п. 32.3. Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на формирование у обучающихся с ТНР потребности в общении и элементарных коммуникативных умениях. Решение задач образовательной области «Речевое развитие» воспитателями группы согласовывается с учителем-логопедом и учитывает речевые возможности воспитанников. Для решения задачи «владеет предпосылками овладения грамотой» используется Парциальная программа Нищевой Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». 1.4. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» отражено в ФАОП ДО п. 32.4 Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает: формирование эстетического мировосприятия у обучающихся, создание среды для занятий детским изобразительным творчеством, соответствующей их возрасту, особенностям развития моторики и речи. Организация образовательной деятельности с детьми осуществляется с использованием парциальной программы художественно-эстетичного развития детей в изобразительной деятельности Лыковой И.А. «Цветные ладошки» и парциальной программы по конструированию Лыковой И.А. «Умные пальчики». Музыкальное развитие воспитанников осуществляется по парциальной программе И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки». 1.5. Содержание образовательной области «Физическое развитие» ребенка отражено в ФАОП ДО 32.5. Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Физическое развитие» по следующим разделам: физическая культура; представления о здоровом образе жизни и гигиене. Организация образовательной деятельности с детьми осуществляется с использованием методического пособия Л.И.Пензулаевой «Физическая культура в детском саду». В МБДОУ «Детский сад № 52» реализуется программа Т.И. Осокиной «Обучение детей плаванию» с 3 лет. Дети посещают занятия в бассейне с целью обучения плаванию, приобщения к здоровому образу жизни, предупреждения и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата. Вариативная часть Решение задач по формированию основ здорового образа жизни осуществляется по парциальной программе «Будь здоров!», составленной инструктором по физической культуре Гуровой Т.А., заместителем заведующего по воспитательно-методической работе Косенко М.Г. (Приложение 4 к Программе). 2. Содержание работы по взаимодействию педагогических работников с детьми соответствует ФАОП ДО п. 38. 3. Содержание работы по взаимодействию педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся соответствует ФАОП ДО п. 39.3. Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает следующие направления: – аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка с ТНР и предпочтений родителей для согласования воспитательных воздействий на ребенка; – коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; – информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности ДОО; создание открытого информационного пространства (сайт ДОО, группы в социальных сетях и др.). Планируемый результат работы с родителями: – организация преемственности в работе ДОО и семьи по вопросам оздоровления, обучения и воспитания, досуга; – повышение уровня родительской компетентности и объединение усилий в коррекции нарушенных функций; – гармонизация семейных детско-родительских отношений. 4. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР 4.1. Специальные условия для получения образования детьми с ТНР соответствуют ФАОП ДО п. 43.9. 4.2 Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых функций обучающихся с ТНР отражено в ФАОП ДО п. 43.10. и включает обследование: - словарного запаса (ФАОП ДО п. 43.10.1.); - грамматического строя языка (ФАОП ДО п. 43.10.2.); - связной речи (ФАОП ДО п. 43.10.3.); фонетических и фонематических процессов (ФАОП ДО п. 43.10.4.); - интеллектуальной сферы (ВПФ-высшие психических функций); - состояние пространственно-зрительных ориентировок и моторно-графических навыков; - эмоционально-волевой сферы; - личностно-коммуникативной сферы. Обследование осуществляется с использованием пособий: - Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»; - Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика в детском саду»; - диагностический комплект для детей дошкольного возраста "Цветик-семицветик" под редакцией Куражевой Н.Ю.; - Иншакова О.В. «Альбом для логопеда. Методическое пособие»; - Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (4-7 лет) Нищевой Н.В. 4.3. Квалифицированная коррекция нарушений речеязыкового развития обучающихся с ТНР осуществляется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и соответствует ФАОП ДО п. 43.11. Квалифицированная коррекция нарушений развития эмоционально-волевой сферы и ВПФ (память, внимание, мышление, воображение) осуществляется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей по Программе интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-7 лет «Цветик-семицветик» Куражевой Н.Ю. 5. Рабочая программа воспитания (ФАОП ДО п. 49). В основе процесса воспитания обучающихся лежат конституционные и национальные ценности российского общества: Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. 5.1. Целевой раздел. 5.1.1 Общая цель воспитания - личностное развитие дошкольников с ТНР и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества. 5.1.2 Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на принципы в соответствии с ФАОП ДО п. 49.1.2.2. 5.1.3 Сообщества в МБДОУ «Детский сад № 52» соответствуют ФАОП ДО п. 49.1.3.2. Родители Дети Педагоги В группе выделяются следующие сообщества: Педагоги – дети; Родители (законные представители) - ребёнок (дети); Педагог - родители (законные представители); Дети - дети; Педагог – педагог; Родители (законные представители) – родители представители). Ценности и цели: Профессионального сообщества Ценности детства как важного периода в развитии и каждого ребенка как личности. Цели: создание условий для раскрытия личностного потенциала ребенка. Профессиональнородительского сообщества Ценность принятия и уважения. Цель: определение единых подходов и требований к ребенку в процессе воспитания. (законные Детско-взрослого сообщества Ценности доверия, дружбы, ответственности и заботы. Цель: установление равноправия и партнерства взрослого и ребенка. Особенности организации всех сообществ и их роль в процессе воспитания детей: Профессиональное сообщество – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности. Педагоги, а также другие работники ДОУ: являются примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения; мотивируют детей к общению друг с другом, поощряют даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; поощряют детскую дружбу, стараются, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность; заботятся о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, учат проявлять чуткость к сверстникам, побуждают детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; воспитывают в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); учат детей совместной деятельности, насыщают их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; воспитывают в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Профессионально-родительское сообщество включает сотрудников ДОУ и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОУ, совместное обсуждение воспитывающими взрослыми особенностей ребенка для выявления и в дальнейшем создания условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Детско-взрослое сообщество характеризуется содействием друг другу, сотворчеством и сопереживанием, взаимопониманием и взаимным уважением, отношением к ребенку как к полноправному человеку, наличием общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. 5.1.4 Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания отражены в ФАОП ДО п. 49.1.5 Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность всех педагогов, работающих с детьми, нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка с ТНР. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка с ОВЗ к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем. На уровне Организации не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии со Стандартом, так как "целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями обучающихся". 5.1.5 Целевые ориентиры воспитательной работы для обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста (до 8 лет). Портрет ребенка с ОВЗ дошкольного возраста (к 8-ми годам) ФАОП ДО п. 49.1.6 Направления воспитания Патриотическое Ценности Показатели Родина, природа Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Социальное Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла, дружба, принимающий и уважающий ценности семьи и сотрудничество общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать с педагогическим работником и другими детьми на основе общих интересов и дел. Познавательное Знания Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. Физическое и Здоровье Владеющий основными навыками личной и оздоровительное общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. Трудовое Труд Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Этико-эстетическое Культура и Способный воспринимать и чувствовать красота прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественноэстетического вкуса. 5.2. Содержательный раздел Программы воспитания. 5.2.1. Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми с ОВЗ дошкольного возраста всех образовательных областей, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 5.2.2 Патриотическое направление воспитания - ФАОП ДО п. 49.2.2. 5.2.3 Социальное направление воспитания - ФАОП ДО п. 49.2.3. 5.2.4 Познавательное направление воспитания - ФАОП ДО п. 49.2.4. 5.2.5 Физическое и оздоровительное направление воспитания - ФАОП ДО п. 49.2.5. 5.2.6 Трудовое направление воспитания - ФАОП ДО п.49.2.6. 5.2.7 Этико-эстетическое направление воспитания - ФАОП ДО п. 49.2.7. 5.2.8 Особенности реализации воспитательного процесса соответствуют ФАОП ДО п.49.2.7.3 5.3. Организационный раздел Программы воспитания. 5.3.1 Уклад. Программа воспитания МБДОУ «Детский сад № 52» реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства – Уклада организации. Уклад МБДОУ «Детский сад №52» направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования и отражает готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Программа воспитания реализуется в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе занятий, в режимных моментах, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы. Уклад образовательной организации – общественный устный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции страны, региона и детского сада, задающий культуру поведения сообществ. Составляющие Уклада МБДОУ «Детский сад № 52»: - культурная составляющая (соблюдение культуры общения, знакомство с особенностями культуры разных народов, традициями страны и детского сада); - психологическая составляющая (безопасное для себя и других поведение всех участников образовательных отношений, проявление уважения к чужому мнению); - образовательная составляющая (обучение ведет за собой развитие ребенка в разных направления деятельности). Цель и смысл Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного деятельности детства, накопление культурного опыта деятельности и общения в процессе активного ДОУ, её миссия взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни. Деятельность ДОУ направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, а также на воспитание гражданина РФ. Принципы жизни Единство воспитания и обучения – решение всех задач воспитания, обучения и развития и воспитания в взаимосвязано между собой и возможно только в интеграции всех направлений работы. ДОУ Психологической комфортности – взаимоотношения между всеми участниками образовательных отношений строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи. Вариативности – возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, способа действий и т.д. Активной деятельности - развитие и воспитание ребенка осуществляется только лишь в условиях активной деятельности самого ребенка по достижению собственных целей в окружающей его обстановке и обществе сверстников и взрослых. Связь с жизнью – воспитание происходит в условиях и на примерах реальной жизни. Сочетание педагогического руководства с самостоятельностью ребенка. Направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения. Образ ДОУ, С нами интересно открывать мир! особенности, С детьми работают творческие педагоги: воспитатели, музыкальные руководители, символика, инструктора по физической культуре (спортивный зал и бассейн), в случае необходимости внешний имидж осуществляется сопровождение учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителемдефектологом. Эмблема ДОУ: Отношение к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и партнерам ДОУ Ключевые правила ДОУ Традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОУ Особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОО Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОУ (учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности) Отношение к воспитанникам заключается в поддержке разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, принятия самоценности детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий (значимого тем, что происходит с ребенком сейчас). Отношение к родителям, сотрудникам и партнерам ДОУ построено на личностноразвивающем и гуманистическом характере взаимодействия взрослых и детей. Уважение человеческого достоинства, охрана жизни и здоровья, защита от всех форм физического и психического насилия и оскорбления личности. Регулируются Правилами внутреннего распорядка для воспитанников и их родителей (законных представителей) и Правилами внутреннего трудового распорядка Все работники ДОУ соблюдают правила и культуру поведения в учреждении, тем самым показывая положительный пример обучающимся. Проведение кругов сообщества и медиации для решения проблемных вопросов как между детьми так и между взрослыми участниками образовательных отношений Принцип полифункциональности среды: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. Принцип трансформируемости среды связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Принцип вариативности: сообразно характеру современного образовательного процесса мы используем федеральный рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной среды, конкретизируем его модельные варианты для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками. Эстетический аспект среды присутствует не как статичное внешнее дополнение (оформление интерьера) отдельное от функциональной составляющей, а как момент «красоты», открывающейся субъекту, в основном, при изменении, трансформации привычной среды. Обновление и обогащение РППС для поддержания интереса детей к образовательной деятельности и решения задач воспитания. Все дети и родители (законные представители) обучающихся граждане РФ, большинство из них русские. При реализации проектов, ознакомлении обучающихся с окружающим миром, в художественно-эстетическом направлении развития, их знакомят с культурой и традициями разных народов. ДОУ осуществляет взаимодействие с учреждениями культуры города: музей, детская городская библиотека, театры (музыкальный, для детей и юношества). Основные ресурсы воспитательного процесса в МБДОУ «Детский сад № 52»: - событийные мероприятия, в которых участвуют дети всех возрастных групп; - детская художественная литература и народное творчество как наиболее доступные и действенные в воспитательном отношении виды искусства, обеспечивающие развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками; - единое с родителями образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач; - мини-музеи, организованные в МБДОУ «Детский сад № 52», по приобщению дошкольников к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края. Участники образовательных отношений в совместной деятельности определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда строится по трем линиям: - «от взрослого» (педагогического работника или родителя, законного представителя, обучающегося), который создает предметную и образовательную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств; - «от совместной деятельности детей с ТНР и взрослых» в специально организованном взаимодействии, в ходе которого формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества у детей и обеспечивается достижение поставленных воспитательных целей; - «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в особенности – игровой. 5.3.2 Взаимодействия педагогического работника с детьми с ОВЗ. События Организации (ФАОП ДО п. 49.3.2) Спроектированная педагогическим работником образовательная ситуация является воспитательным событием. В каждом воспитательном событии педагогический работник продумывает смысл реальных и возможных действий обучающихся и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть организованное мероприятие, спонтанно возникшая ситуация и любой режимный момент, традиции утренних встреч, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты. Планируемые и подготовленные педагогическим работником воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы, ситуацией развития конкретного ребенка. 5.3.3 Организация предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная образовательная среда (далее – РППОС) соответствует требованиям ФГОС ДО, ФАОП ДО (п. 49.3.3) и действующим СанПиН. РППОС в Организации обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических работников. 5.3.4 Кадровое обеспечение воспитательного процесса. В организации и реализации воспитательного процесса принимают участие все работники МБДОУ «Детский сад № 52», работающие с группой компенсирующей направленности. С целью решения воспитательных задач и реализации Программы воспитания МБДОУ «Детский сад № 52» осуществляет сотрудничество с детской городской библиотекой, городским музеем, педагогами МБОУ «СОШ № 87», Северским театром для детей и юношества. В соответствии с законодательством РФ педагоги проходят повышение квалификации не реже чем 1 раз в 3 года, а так же принимают участие в семинарах, конференциях, методических мероприятиях учреждения, муниципалитета, региона. Самообразование и взаимодействие между педагогами группы и родителями (законными представителями) обучающихся способствуют повышению педагогической компетентности всех участников образовательных отношений. 5.3.5 Условия реализации Программы воспитания: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания; 3) содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) формирование и поддержка инициативы обучающихся в различных видах детской деятельности; 5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка. III. Организационный раздел Программы. 1. Условия реализации Программы: Для каждого конкретного обучающегося с ОВЗ определяется Индивидуальный образовательный маршрут с учетом рекомендаций территориальной психолого-медикопедагогической комиссии и динамики развития ребенка. 1.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ТНР (ФАОП ДО п. 51.3) В учреждении соблюдаются следующие психолого-педагогических условия, обеспечивающие образование ребенка с ТНР в соответствии с его особыми образовательными потребностями, которые обеспечивают полноценное развитие личности каждого ребенка во всех образовательных областях на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям: Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с ТНР предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и жизненных навыков; учитываются обусловленные структурой нарушенного речеязыкового развития особенности деятельности (в том числе речевой), средств ее реализации, ограниченный объем личного опыта. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка с ТНР, стимулирование положительной самооценки. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ТНР, с учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ТНР в разных видах игры. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ТНР и сохранению его индивидуальности. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка с ТНР. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. 1.2. Развивающая предметно-пространственная среда создана в МБДОУ «Детский сад № 52» в соответствии с ФАОП ДО п. 52. РППС постоянно пополняется и обновляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников, интересов участников образовательных отношений и финансовых возможностей учреждения. Для организации образовательного процесса с дошкольниками с ТНР имеются кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога, включающие необходимое для коррекционной работы с детьми оборудование и материалы: настенное зеркало, индивидуальные зеркала, интерактивное оборудование «Умное зеркало», пособия для логопедической работы и психологической коррекции. Для обеспечения социально-коммуникативного развития обучающихся с ТНР в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности, созданы условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста осуществляется главным образом в ведущей деятельности этого периода - игре. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда обеспечивает условия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей в виде игрушек, конструкторов и строительных материалов, дидактических игр и материалов, плакатов, наборов для опытнической деятельности, альбомов, иллюстраций, материалов для развития математических представлений и представлений о природе. Речевому развитию способствуют наличие в предметно-пространственной развивающей образовательной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, дидактических игр и пособий. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей. Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подобраны музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыкослуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда обеспечивает условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития детей с ТНР. Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры Организации, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. На уличной игровой площадке имеется необходимое оборудование и материалы для организации разных видов деятельности и реализации собственных потребностей в развитии, самостоятельности, движении, игре. Организация развивающей предметно-пространственной среды позволяет строить работу с воспитанниками по развитию детской инициативы во всех образовательных областях. В группах материалы расположены по центрам детской активности, в непосредственной доступности: центр игры, «Моя Родина», творчества, конструирования, познания, литературы, математики, природы, экспериментирования, театра, уединения, спорта, музыки… В соответствии с психологическими особенностями дошкольников материал в группах регулярно обновляется для развития познавательной активности и самостоятельности. Постепенно усложнение материалов происходит с ориентировкой на зону ближайшего развития детей группы. Для детей с 3 лет физическое и музыкальное развитие проводится в специально оборудованных помещениях: в спортивном зале - инструктором по физической культуре совместно с воспитателем группы; в бассейне – инструктором по физической культуре (по плаванию); в музыкальном зале – музыкальным руководителем совместно с воспитателем группы. 1.1.3. Материально-техническое обеспечение позволяет в полной мере реализовать данную Программу, соответствует действующим санитарным правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, электробезопасности, по охране труда работников ДОУ и охране здоровья обучающихся и представлено на сайте ДОУ https://seversk52.tvoysadik.ru/sveden/objects . В ДОУ созданы условия для информатизации образовательного процесса и педагоги применяют элементы электронного обучения - электронные образовательные ресурсы (презентации, интерактивные игры, мультфильмы) при непосредственном взаимодействии с детьми для повышения эффективности реализации ОП ДОУ (с детьми с 5 лет в соответствии с действующими санитарными правилами). В помещениях имеется оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе: телевизор, ноутбук, мультимедийное оборудование переносное и стационарное в музыкальном зале, интерактивная доска в игростудии «Развивайка», в кабинете учителялогопеда «Умное зеркало». К сети Интернет подключены все помещения ДОУ, с учётом регламентов безопасного пользования сетью Интернет и психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр. Обучающиеся не имеют возможности самостоятельного выхода в сеть. В случаях продолжительного отсутствия ребенка в учреждении взаимодействие педагогов с ним может осуществляться опосредованно: педагоги готовят и размещают на сайте учреждения в разделе «Дистанционное образование» необходимый цифровой образовательный контент. Для формирования элементарных представлений о природе на территории Организации имеется Экологическая тропа, которая включает в себя: Плодово-ягодный сад, Метеостанцию, Зеленую аптеку, Уголок леса, Огород. Для детей с 4-х лет во время прогулок 1 раз в месяц проводят мероприятия на Экологической тропе и отмечают изменения, произошедшие в природе, выявляются причинно-следственные связи. ДОУ имеет территорию, которая огорожена и озеленена. На территории ДОУ расположены спортивная площадка, городошная площадка, «Автогородок», «Школа мяча». В летний оздоровительный период (с 1 июня по 31 августа) предусмотрено максимальное пребывание детей на свежем воздухе. Все виды детской деятельности организуются на прогулке, на групповой игровой площадке. Помещения образовательной организации и прилегающая к ней территория не оборудованы для детей-инвалидов на креслах-колясках, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования в наличии нет. Материально-техническое обеспечение и РППС регулярно обновляются с учетом обновлений образовательных ресурсов, анализа образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), работников ДОУ. Регулярно проводится подписка на периодические издания для педагогов и администрации ДОУ: «Управление дошкольным образовательным учреждением», «Справочник педагогапсихолога. Детский сад», «Справочник старшего воспитателя», «Музыкальная Палитра», «Методист дошкольного образовательного учреждения», «Дошкольная педагогика», «Инструктор по физкультуре», «Логопед». В методическом кабинете ДОУ имеется: - библиотека детской художественной литературы, - библиотека методической и научно-популярной литературы по организации воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста для педагогов и родителей (законных представителей); - материалы для рассматривания и художественно-эстетического развития детей (иллюстрации, произведения народных промыслов, репродукции картин художников). - демонстрационные материалы по разным темам. 1.1.4. Финансовое обеспечение реализации Программы включает затраты на оплату труда педагогических работников с учетом специальных условий получения образования обучающимися с ТНР. 1.1.5. Кадровые условия. В МБДОУ «Детский сад № 52» для работы непосредственно с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в разновозрастной группе компенсирующей направленности в штатном расписании предусмотрены следующие должности: учитель-логопед – 1 ставка, педагогпсихолог – 0,5 ставки, воспитатели – 2 ставки, младший воспитатель – 1 ставка, музыкальный руководитель, 2 инструктора по физической культуре (зал и бассейн). Администрация МБДОУ «Детский сад № 52» обеспечивает возможность ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта, использования современных образовательных технологий обучения и воспитания воспитанников с ТНР. Организована работа психолого-педагогического консилиума (ППк). В ДОУ приняты следующие решения по разделению функционала, связанного осуществление образовательной деятельности: Должность Функция Заведующий Общее руководство. Планирование профессионального роста педагогов Заместитель заведующего - Планирование воспитательной деятельности и обогащения по воспитательно- предметно-пространственной среды; методической работе Педагог-психолог, учительлогопед Педагоги (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог) - Организация мероприятий; - Координация деятельности всех участников образовательных отношений; - Связь с социальными партнерами - Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ - Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР; - Участие в планировании и реализация плана образовательной деятельности; Организация предметно-пространственной среды в соответствующих помещениях (группы, кабинеты, залы) с соблюдением требований ФГОС ДО и ФАОП ДО 1.2. Режим дня и распорядок Учитывая структуру речевого и неречевого дефекта детей, режим дня составлен таким образом, чтобы, с одной стороны, максимально эффективно осуществлять коррекционноразвивающее воздействие, а с другой – создавать наиболее оптимальные условия для сохранения здоровья детей. РЕЖИМ ДНЯ холодный период года Приём, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак Самостоятельная игровая деятельность, подготовка к непосредственно образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность - занятия (фронтально и по подгруппам) Подготовка к прогулке Прогулка (игры, наблюдения, труд) Возвращение с прогулки Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем, воздушные, водные процедуры Совместная деятельность с педагогом, индивидуальная коррекционная работа и самостоятельная игровая деятельность детей Подготовка к полднику, полдник Подготовка к прогулке, прогулка РЕЖИМ II мл. группаСредняя группа Средняя Старшая группа Старшая Подготовит. к школе гр. 7.30 – 8.25 7.30 – 8.30 7.30 – 8.30 8.25 – 8.55 8.30 – 8.55 8.30 – 8.50 8.55 – 10.05 8.55 – 10.20 8.50 – 10.35 9.00– 09.15; 9.25–9.40; 9.50 – 10.05 9.00 – 9.20; 9.30 – 9.50; 10.00 – 10.20 9.00 – 9.25; 9.35 – 10.00; 10.10 – 10.35 10.0512.00 10.20-12.10 10.35-12.15 12.00 – 12.45 12.10 – 12.45 12.15– 12.45 12.45 – 15.15 12.45 – 15.15 12.45 – 15.15 15.15 – 16.05 15.15 – 16.10 15.15 – 16.15 16.05– 16.25 16.25-18.00 16.10 - 16.30 16.30-18.00 16.15 – 16.35 16.35-18.00 ДНЯ теплый период года II мл. Средняя Средняя Старшая Старшая Подготовит. группа 7.30-8.15 8.15-8.25 группа 7.30-8.20 8.20-8.30 к школе гр. 7.30-8.20 8.20-8.30 8.30-9.00 9.00-9.20 8.30-9.00 9.00-9.20 Прием, осмотр, игры, дежурство Подготовка к утренней гимнастике, гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак 8.25-9.00 Игры, подготовка к прогулке, выход на 9.00-9.20 прогулку. На прогулке: игры, наблюдения, мероприятия эстетически-оздоровительного цикла, 9.20 - 11.50 солнечные и воздушные процедуры. Возвращение с прогулки, водные, 11.50 -12.10 гигиенические процедуры, игры Подготовка к обеду, обед 12.10 - 12.40 Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем, 12.40 -15.10 гимнастика после сна, гигиенические, закаливающие процедуры Совместная деятельность с педагогом, 15.10-15.50 индивидуальная коррекционная работа и самостоятельная игровая деятельность детей Подготовка к полднику, полдник 15.50 –16.15 9.20 - 12.00 9.20 - 12.10 12.00-12.20 12.05-12.20 12.20-12.50 12.50-15.20 12.20-12.50 12.50-15.20 15.20-15.55 15.20-16.00 15.55-16.20 16.00-16.25 Подготовка к прогулке, прогулка, мероприятие на участке, уход домой 16.20-18.00 16.25-18.00 16.15-18.00 1.3. Планирование образовательной деятельности Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса. Календарное планирование образовательной деятельности осуществляется в основном по пособиям «Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР» Нищевой Н.В. Педагогам оставляется пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из потребностей, возможностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других работников учреждения. Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и направлено в первую очередь на создание психологопедагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на формирование развивающей предметно-пространственной среды. Образовательная нагрузка (количество занятий с детьми в неделю) Направления развития С детьми с 3 до 4 лет С детьми с 4 до 5 лет С детьми с 5 до 6 лет С детьми с 6 до 7 лет Социально-коммуникативное развитие: сфера социальных отношений, формирование основ гражданственности и патриотизма, сфера трудового воспитания, область формирования безопасного поведения – в режимных моментах и в интеграции с другими ОО ОО «Познавательное развитие» 1 1 1 2 - математические представления - сенсорные эталоны и познавательные действия - окружающий мир, природа ОО «Речевое развитие» - - - - 1 1 1 1 - - 1 1 ОО «Физическое развитие» - в группе - в спортивном зале в период карантина - на свежем воздухе - в бассейне ОО «Художественноэстетическое развитие» - Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) деятельность - Конструктивная деятельность - Музыкальная Коррекционная работа - Логопедическая - Психологическая ИТОГО 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 В свободной совместной деятельности педагога с детьми 2 2 2 2 1 1 3 3 10*15 мин. индивидуально 10*20 мин. 13*25 мин. 14*30 мин. 1.4. Календарный план воспитательной работы. Период 1 сентября (первая неделя сентября) 3 сентября 8 сентября 22 сентября* 27 сентября 1 октября 1 октября Памятные даты, праздники, мероприятия День знаний День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом Международный день распространения грамотности Осеннее равноденствие День воспитателя и всех дошкольных работников Международный день пожилых людей 4 октября Международный день музыки День защиты животных 5 октября День учителя 2-ая неделя октября* Осенние развлечения Направления воспитания Возраст участников Познавательное Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Патриотическое, познавательное, духовнонравственное Через взаимодействие с родителями Познавательное С 5 до 7 лет Познавательное Социальное, трудовое С 5 до 7 лет С 5 до 7 лет Социальное, духовнонравственное, трудовое Эстетическое С 5 до 7 лет Духовнонравственное Социальное, трудовое Патриотическое, познавательное, трудовое С 5 до 7 лет С 2 до 7 лет Подготовительная к школе группа (6-7 лет) С 2 до 7 лет Третье воскресенье октября 4 ноября 8 ноября 18 ноября* Последнее воскресенье ноября 30 ноября 3 декабря 3 декабря День отца в России Социальное С 4 до 7 лет День народного единства День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел День рождения Деда Мороза Патриотическое, социальное Патриотическое, социальное, трудовое С 4 до 7 лет День матери День государственного герба РФ День неизвестного солдата Международный день инвалидов 5 декабря День добровольца (волонтера) в России 8 декабря Международный день художника День героев Отечества День Конституции РФ Зимнее солнцестояние Новый год 9 декабря 12 декабря 21 декабря* 31 декабря Начало января* 27 января 27 января 2 февраля 8 февраля 15 февраля 21 февраля Рождественские калядки День снятия блокады Ленинграда День памяти жертв Холокоста День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве День российской науки День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества Международный день родного языка Через взаимодействие с родителями Духовнонравственное, социальное Социальное С 5 до 7 лет Патриотическое С 5 до 7 лет Патриотическое, социальное Духовнонравственное, социальное Духовнонравственное, социальное Эстетическое, трудовое Патриотическое Патриотическое Познавательное Социальное, эстетическое Социальное Через взаимодействие с родителями Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Патриотическое Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Через взаимодействие с родителями Через взаимодействие с родителями Духовнонравственное Патриотическое С 4 до 7 лет С 5 до 7 лет С 3 до 7 лет С 5 до 7 лет С 5 до 7 лет С 5 до 7 лет С 1 года до 7 лет С 5 до 7 лет Познавательное, трудовое Патриотическое, духовнонравственное Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Через взаимодействие с родителями Познавательное, эстетическое, социальное Подготовительная к школе группа (6-7 лет) 23 февраля День защитника Отечества Конец февраля – начало марта* Масленица 8 марта Международный женский день 18 марта День воссоединения Крыма с Россией День весеннего равноденствия Всемирный день театра 20 марта * 27 марта 1 апреля* 12 апреля Международный день птиц День космонавтики 22 апреля* День Земли – Весенние развлечения 1 мая День труда 9 мая 15 мая* День Победы Международный День семьи День детских общественных организаций России День славянской письменности и культуры Выпускной бал 19 мая 24 мая Последняя неделя мая* 1 июня 5 июня* 6 июня 9 июня* День защиты детей День защиты окружающей среды День русского языка 12 июня 21-22 июня Международный день друзей День России Летнее солнцестояние 22 июня День памяти и скорби 23 июня* Международный Патриотическое, духовнонравственное, трудовое Патриотическое, духовнонравственное Духовнонравственное, социальное, трудовое Патриотическое Познавательное Эстетическое, трудовое Патриотическое, познавательное Патриотическое, познавательное Патриотическое, познавательное, трудовое Трудовое, социальное Патриотическое Социальное С 3 до 7 лет С 5 до 7 лет С 3 до 7 лет Через взаимодействие с родителями С 5 до 7 лет С 5 до 7 лет С 5 до 7 лет С 3 до 7 лет С 3 до 7 лет С 3 до 7 лет С 4 до 7 лет С 4 до 6 лет Социальное Через взаимодействие с родителями Эстетическое, познавательное Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Эстетическое, социальное Физическое и оздоровительное, социальное Патриотическое, познавательное Эстетическое, социальное Социальное Подготовительная к школе группа (6-7 лет) С 3 до 7 лет Патриотическое Познавательное С 5 до 7 лет С 5 до 7 лет Патриотическое, духовнонравственное Физическое и Подготовительная к школе группа (6-7 лет) С 4 до 7 лет С 5 до 7 лет С 3 до 7 лет С 3 до 7 лет Олимпийский день Последнее воскресенье июня* 3 июля* День города День работника ГИБДД 7 июля* День Ивана Купалы. 8 июля День семьи, любви и верности День шахмат 20 июля* Вторая суббота августа* 22 августа 27 августа День физкультурника День государственного флага РФ День российского кино оздоровительное, социальное Патриотическое, социальное Познавательное, социальное С 5 до 7 лет С 4 до 7 лет Духовнонравственное, познавательное Социальное С 5 до 7 лет Социальное С 5 до 7 лет Физическое и оздоровительное Патриотическое С 3 до 7 лет Патриотическое, эстетическое, трудовое С 5 до 7 лет С 5 до 7 лет С 5 до 7 лет * Вариативная часть – мероприятия, добавленные участниками образовательных отношений. IV Краткая презентация Программы