Наставничество
Модель наставничества
Наставничество в МБДОУ «Детский сад № 52» предусматривает систематическую индивидуальную работу по развитию у молодого педагога необходимых профессиональных компетентностей.
Целью наставничества в МБДОУ «Детский сад № 52» является реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
Основные задачи наставничества:
- содействовать созданию в образовательной организации психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников образовательной организации, региональных систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на дошкольном и внедошкольном уровнях;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать
помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении
которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической
деятельности в МБДОУ «Детский сад № 52», ознакомление с традициями и укладом
жизни дошкольного учреждения, а также в преодолении профессиональных
трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
В модели наставничества выделяются следующие главные роли:
- Наставляемый – молодой или малоопытный педагог, который через взаимодействие с наставником, при его помощи и поддержке решает конкретные профессиональные задачи, приобретает новый опыт, развивает новые навыки и компетенции.
- Наставник – работник, имеющий успешный опыт в достижении результатов в профессиональной деятельности по той же должности, что и наставляемый, с первой или высшей квалификационной категорией, способный поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
- Координатор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за разработку и реализацию планов наставничества в организации в целом. Как правило, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе.
Этапы реализации модели наставничества в МБДОУ «Детский сад № 52»
- Формирование базы наставников.
- Формирование наставнических пар.
- Консультирование наставников координатором.
- Самостоятельное изучение локальных нормативных актов организации наставляемым.
- Выявление профессиональных дефицитов наставляемого.
- Составление планов наставничества с участием координатора, наставника и наставляемого.
- Анализ реализации планов.
С документами федерального, регионального и муниципального уровня можно ознакомиться по ссылкам