МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 52» ПРИНЯТО на Педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 52» Протокол № 1 от 31.08.2023 г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 52» О.В. Белозуб Программа дополнительного образования детей 6-7 лет социально-педагогической направленности «Маленький профессор» Срок реализации 1 год Разработала: Донцова Е.В., воспитатель высшей квалификационной категории 1. Целевой раздел. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности ребенка. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. 3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Цель программы: создание условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого развития. Задачи программы: 1. Развивать и поддерживать интерес дошкольников к исследованиям, открытиям, через расширение возможностей практического взаимодействия с окружающей средой. 2. Формировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. 3. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность. Программа построена на основе следующих принципов: Принцип доступности: построение системы обучения и воспитания с учётом возможностей дошкольников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность). Принцип противоречивости: в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития. Принцип системно-деятельного подхода к развитию личности. Возраст детей Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 6-7 лет. Ожидаемый результат: Повышение компетентности дошкольников в освоении окружающего мира, его взаимосвязях и взаимозависимостях. Активизация речи детей, пополнение словарного запаса. Сформированное умение самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. Усвоение навыков безопасного экспериментирования. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Тематический план № п\п 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 Название модуля Часть 1: Живая природа Введение. Знакомство с инструментами, оборудованием (микроскоп). Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности при проведении опытов и экспериментов. «Кто окрасил листья в красный и желтый цвет?» «Натуральные красители и полезные вещества ягод, фруктов и овощей» «Где живёт крахмал?», « Получение крахмала из картофеля» «Почему лимон не тонет?» «Тайное послание» «Семена-дети растений», «Почва, гидрогель и семена» Итого: 7 занятий Часть 2: Неживая природа Введение. Свет. Рисуем светом Дымящие горы Энергия воздуха Волшебная вода. Торнадо. Кристаллы. Ледяное цветошоу Итого: 7 занятий Часть 3: Материалы в твоем доме Введение. «Мыльные пузыри. Почему пузырь лопается» «Как проткнуть шарик, не лопнув его» Растушки. Волшебный кристалл Лавовая лампа Итого: 4 занятия Часть 4: Электричество Введение. Знакомство с модулями измерительных систем. Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности при сборке измерительных систем. Цифровой термометр Ультразвуковой дальномер Цифровой шумомер Простой люксометр Умный уличный фонарь Лампа с регулировкой яркости Цифровой вольтметр Электронные часы Итого: 10 занятий Часть 5: Природное электричество Введение. Знакомство с инструментами, оборудованием. «Как сделать часы из овощей и фруктов» Количество занятий 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 3 Итого «Выработка энергии из обыкновенных предметов» «Выработка энергии из воды и почвы» Итого: 5 занятий Итоговая викторина 2 1 1 34 Организационный раздел Занятия по программе организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он создает условия для исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить самостоятельность в выдвижении гипотез и проверке их на практике. Структура проведения игры - эксперимента: • постановка познавательной задачи; • уточнение правил безопасности в ходе эксперимента; • выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; • проверка гипотез; • подведение итогов, выводы; • фиксация результатов; • вопросы детей. Программа рассчитана на 1 год обучения – 34 часа в год. Занятия проводятся в группе по 8-10 человек 1 раз в неделю по 25-30 минут. К эксперименту могут прилагаться технологические карты экспериментов, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой инструкцией. Занятие по поисково-исследовательской деятельности детей проводятся в безопасной предметной обстановке (оборудование, приборы, инструменты), с соответствием санитарному состоянию помещения. Материалы, инструменты и оборудования: - дневник наблюдений - технологические карты экспериментов - наборы для экспериментирования - канцелярские принадлежности -природный и бросовой материал - электронный конструктор «ЗНАТОК» - меганабор опытов «Эврика» - набор для экспериментирования «Игроленд» - набор для экспериментирования «Маша и медведь» Литература: 1. Дыбина О. В., Подьяков Н.Н. и др. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 2. Мохов Д.А. Простая наука. Увлекательные опыты для детей, 2014г. 3. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. 3—е издание, исправленное и дополненное. — АРКТИ, 2008. 4. Яковлева М.А. Веселые научные опыты для детей и взрослых. Опыты на кухне. М.: Эксмо, 2012. 5. http://www.tavika.ru/p/blog-page_31.html 6. https://www.youtube.com/user/nikolyasuper 3