Программа доп.образования Маленький профессор

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 52»
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад № 52»
Протокол № 1 от 31.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 52»
О.В. Белозуб

Программа дополнительного образования
детей 6-7 лет
социально-педагогической направленности
«Маленький профессор»
Срок реализации 1 год
Разработала: Донцова Е.В.,
воспитатель высшей
квалификационной категории

1. Целевой раздел.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений,
любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые
сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на
познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в
неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,
экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности ребенка. Как
подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а
тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались.
3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее
тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая
деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он
развивается.
Цель программы: создание условий для развития поисково-исследовательской
деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого,
творческого развития.
Задачи программы:
1. Развивать и поддерживать интерес дошкольников к исследованиям, открытиям, через
расширение возможностей практического взаимодействия с окружающей средой.
2. Формировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в
системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
3. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Программа построена на основе следующих принципов:
 Принцип доступности: построение системы обучения и воспитания с учётом
возможностей дошкольников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность).
 Принцип противоречивости: в содержании знаний, получаемых детьми, как основы
саморазвития и развития.
 Принцип системно-деятельного подхода к развитию личности.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 6-7 лет.

Ожидаемый результат:
Повышение компетентности дошкольников в освоении окружающего мира, его
взаимосвязях и взаимозависимостях.

Активизация речи детей, пополнение словарного запаса.

Сформированное умение самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Усвоение навыков безопасного экспериментирования.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Тематический план
№ п\п
1

2
3
4
5
6

1
2
3
4
5

1
2
3
4

1

2
3
4
5
6
7
8
9

1

Название модуля
Часть 1: Живая природа
Введение. Знакомство с инструментами, оборудованием (микроскоп).
Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности при
проведении опытов и экспериментов.
«Кто окрасил листья в красный и желтый цвет?»
«Натуральные красители и полезные вещества ягод, фруктов и
овощей»
«Где живёт крахмал?», « Получение крахмала из картофеля»
«Почему лимон не тонет?» «Тайное послание»
«Семена-дети растений», «Почва, гидрогель и семена»
Итого: 7 занятий
Часть 2: Неживая природа
Введение. Свет. Рисуем светом
Дымящие горы
Энергия воздуха
Волшебная вода. Торнадо. Кристаллы.
Ледяное цветошоу
Итого: 7 занятий
Часть 3: Материалы в твоем доме
Введение. «Мыльные пузыри. Почему пузырь лопается»
«Как проткнуть шарик, не лопнув его»
Растушки. Волшебный кристалл
Лавовая лампа
Итого: 4 занятия
Часть 4: Электричество
Введение. Знакомство с модулями измерительных систем. Знакомство
с правилами поведения, техникой безопасности при сборке
измерительных систем.
Цифровой термометр
Ультразвуковой дальномер
Цифровой шумомер
Простой люксометр
Умный уличный фонарь
Лампа с регулировкой яркости
Цифровой вольтметр
Электронные часы
Итого: 10 занятий
Часть 5: Природное электричество
Введение. Знакомство с инструментами, оборудованием. «Как сделать
часы из овощей и фруктов»

Количество
занятий

1
1
1
1
1
2

1
1
2
2
1

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

2
2

2
3
Итого

«Выработка энергии из обыкновенных предметов»
«Выработка энергии из воды и почвы»
Итого: 5 занятий
Итоговая викторина

2
1
1
34

Организационный раздел
Занятия по программе организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он
создает условия для исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить
самостоятельность в выдвижении гипотез и проверке их на практике.
Структура проведения игры - эксперимента:
• постановка познавательной задачи;
• уточнение правил безопасности в ходе эксперимента;
• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
• проверка гипотез;
• подведение итогов, выводы;
• фиксация результатов;
• вопросы детей.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 34 часа в год. Занятия проводятся в группе по
8-10 человек 1 раз в неделю по 25-30 минут.
К эксперименту могут прилагаться технологические карты экспериментов, выполненные в
виде последовательных рисунков или с краткой инструкцией.
Занятие по поисково-исследовательской деятельности детей проводятся в безопасной
предметной обстановке (оборудование, приборы, инструменты), с соответствием санитарному
состоянию помещения.
Материалы, инструменты и оборудования:
- дневник наблюдений
- технологические карты экспериментов
- наборы для экспериментирования
- канцелярские принадлежности
-природный и бросовой материал
- электронный конструктор «ЗНАТОК»
- меганабор опытов «Эврика»
- набор для экспериментирования «Игроленд»
- набор для экспериментирования «Маша и медведь»
Литература:
1. Дыбина О. В., Подьяков Н.Н. и др. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации
поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера,
2005.
2. Мохов Д.А. Простая наука. Увлекательные опыты для детей, 2014г.
3. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
Методические рекомендации. 3—е издание, исправленное и дополненное. — АРКТИ, 2008.
4. Яковлева М.А. Веселые научные опыты для детей и взрослых. Опыты на кухне. М.: Эксмо,
2012.
5. http://www.tavika.ru/p/blog-page_31.html
6. https://www.youtube.com/user/nikolyasuper

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».