Программа доп.образования Послушные бусинки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 52»
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
на Педагогическом совете
Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Детский сад № 52»
«Детский сад № 52»
Протокол № 1 от 31.08.2023 г.
О.В. Белозуб

Программа дополнительного образования
детей 5-7 лет
художественной направленности
«Послушные бусинки»
Срок реализации 2 года
Разработала: Прилуцкая Н.А.

1. Целевой раздел.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Одной из основных трудностей, с которой сталкиваются первоклассники,
является проблема руки – это слабые, нетренированные и негибкие пальцы,
неудовлетворительная координация движений. И, как следствие, это может
отрицательно влиять на успешное обучение ребёнка в школе. Однако, если с
ребёнком вовремя начать заниматься развитием мелкой моторики, то данной
проблемы можно избежать.
Программа направлена на развитие творческих способностей, мышления ребёнка и
совершенствование тонких движений пальцев. Развитие мелкой моторики пальцев
рук благотворно влияет на развитие речи. Программа способствует повышению
внутренней мотивации ребёнка, приобретается навык самостоятельной работы.
Бисероплетение – это один из видов декоративно-прикладного и народного
искусства. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и
исторической самобытности России, национальных традиций, нравственных
ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в
современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в
целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного
наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде
характер духовно-художественного постижения мира.
Дополнительная образовательная программа по бисероплетению «Послушные
бусинки», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и
направлена на овладение детьми основными приёмами бисероплетения. Обучение
по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального
развития и духовного воспитания личности ребенка.
Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых
изделий он не теряет чистоту и звучности цвета с течением времени. Он доносит
отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия.
Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению
педагогических задач в области эстетического воспитания.

Занятия с детьми имеют большое воспитательное значение для развития у детей
художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и
традициям. На занятиях ребенок узнает об истории возникновения бисера, о
различных изделиях и украшениях из него. В процессе работы каждый ребёнок
научится создавать изделия своими руками, реально увидит результаты своего труда
и будет ценить их.
Работа с бисером тренирует внимание детей, умение доводить начатое дело до
конца, что очень важно для будущего первоклассника.
Цель программы:
- создание дополнительных условий для творческого саморазвития дошкольников
посредством бисероплетения.
Задачи:

Формировать у детей навыки практической работы с бисером (приёмы
плетения из бисера).

Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную
отзывчивость к своим работам.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление.

Воспитывать аккуратность и целеустремленность.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста руководствуемся следующими
принципами:

Принцип доступности предполагает, что задания должны быть доступны,
трудны, но преодолимы.

Принцип
индивидуализации
предполагает
учёт
индивидуальных
особенностей каждого ребёнка при построении работы.

Принцип систематичности и последовательности заключается в
непрерывности, регулярности процесса обучения бисероплетению, выполнения
физминуток, пальчиковых упражнений

Принцип наглядности - показ схем, фотографий, изделий, упражнений,
выполняемых действий.

Принцип научности лежит в основе технологий, используемых в процессе
обучения.

Принцип оздоровительной направленности заключается в обязательном
чередовании нагрузок и отдыха, выполнение физминуток, гимнастики для глаз,
соблюдение гигиенических требований.
Ожидаемые результаты.

Развитие умений и навыков, необходимых при работе с бисером;

Развитие творческих способностей ребёнка;

Развитие внимания, мышления.
Методы отслеживания успешности овладения воспитанниками содержанием
программы (формы промежуточной аттестации).
- Промежуточный контроль: участие в конкурсах и выставках творческих работ,
созданных своими руками, совместное занятие с родителями;

- Итоговый контроль: выполнение работы, включающей изготовление изделия по
единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с
использованием различных материалов.
Содержательный раздел
Примерный тематический план первого года обучения
№
Наименование темы.
Количество
п/п
занятий
1.
Введение. Знакомство с историей происхождения бисера и
1
изделиями из него.
2.
Знакомство с инструментами и оборудованием, схемами.
1
3.
Коллективная работа «Цветик-семицветик».
2
4.
Обучение плетению фенечек разными способами.
6
5.
Изготовление фигурки «Змейка».
2
6.
Изготовление фигурки «Ёлочка».
2
7.
Изготовление фигурки «Грибок».
2
8.
Оформление коллективной работы «Лес».
2
9.
Изготовление фигурки «Рыбка» различными способами.
4
10. Оформление коллективной работы «Аквариум».
2
11. Изготовление фигурки «Мышка».
2
12. Изготовление фигурки «Бабочка».
2
13. Изготовление фигурки «Цветок».
2
14. Изготовление фигурки «Собачка».
2
15. Изготовление фигурки «Черепаха»
2
16. Оформление коллективной работы «Лето».
2
17. Изготовление поделок из бисера по желанию детей.
36
ИТОГО

72

На первом году обучения дети получают элементарные навыки работы с бисером,
овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети
учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести простейшие плоские
фигурки из бисера.

Примерный тематический план второго года обучения
№
п/п.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.

Наименование темы.

Количество
занятий.
6
2
2
2
коллективной работы
6

Знакомство с объёмным плетением.
Изготовление фигурки «Ящерица»
Изготовление фигурки «Крокодил»
Изготовление фигурки «Лягушка».
Изготовление фигур и оформление
на конкурс.
Изготовление цветов. Плетение лепестков, листьев.
Оформление букетов из бисера для мам.
Изготовление объёмных фигурок по желанию детей
(девочки плетут себе украшения, мальчики сувениры и
игрушки).
Изготовление подарков к выпускному балу.
ИТОГО

4
4
42

4
72

На втором году обучения учащиеся закрепляют умения и навыки работы с
проволокой полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более
сложными приемами бисероплетения (объёмное). Знакомятся со способами
совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется
творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять,
создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.
Тематический план может быть изменен по инициативе воспитанников и их выбору.

Организационный раздел
Программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Занятия проводятся в группе не более 10 человек 2 раза в неделю по 30 минут.
Занятия проводятся, основываясь на возрастных особенностях детей данного
возраста. У детей старшего дошкольного возраста уже в большей мере развиты
произвольность и волевое начало, которое проявляется в умении следовать
инструкциям взрослого. Ребёнок стремится качественно выполнить какое-либо
задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось. Он активно
интересуется символическими изображениями, графическими схемами, делает
попытки составить их самостоятельно.
Каждое занятие начинается с разминки. Это может быть:
-пальчиковая игра.
-гимнастические упражнения.
После этого приступаем к практической или теоретической части занятия. В
середине занятия ребёнку надо обязательно дать отдохнуть. Для этого используем
физкультминутки и гимнастику для глаз.
Для увеличения количества предлагаемой информации и уменьшения времени
подачи материала на занятиях используется мультимедийное оборудование. Это

повышает эффективность усвоения материала за счет одновременного рассказа
воспитателем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов и
развивает наглядно-образное мышления за счет повышения уровня наглядности.
В конце занятия подводится итог.
Приложение
Методические рекомендации.
Подготовка рабочего места
Помещение для занятий бисероплетением должно быть светлым, лучше всего
устроить свое рабочее место неподалеку от окна с форточкой. Работу предпочтительнее выполнять в дневное время, когда хорошо виден настоящий цвет - бисера, и
фона, на котором находится изделие. В этом случае легче всего увидеть, насколько
сочетаются цвета друг с другом.
Материалы и инструменты.
Для работы необходимы леска, проволока, ножницы, бумага в клеточку, цветные
карандаши, коробочки с бисером (можно спичечные) и стеклярусом, разложенными
по цветам.
Леску лучше всего брать толщиной 0,2—0,3 мм. Ее, как правило, используют для
нанизывания рубленого бисера и стекляруса, но сплетенные на ней изделия имеют
большую жесткость, чем выполненные на нитках.
Проволоку используют в бисероплетении для изготовления жестких элементов
украшений, таких как листья и лепестки бисерных цветов. Недостаток проволоки состоит в том, что она легко рвется, его следует учитывать при плетении украшений:
не допускать частых перегибов проволоки в одном и том же месте и затянутых
петелек.
Бисер представляет собой стеклянные, пластмассовые, изредка металлические
бусинки, диаметром от 1 до 4 мм. Бывают прозрачные, блестящие, матовые, граненые или ребристые бисеринки. Они могут иметь круглые или четырехгранные
отверстия. Несмотря на такое разнообразие, бисер никогда не имеет правильной сферической формы, чаще всего это сильно скругленные к краям цилиндрики или
колечки, что обусловлено технологией их производства.
Стеклянный бисер округлой формы встречается в двух видах: прозрачный,
посеребренный изнутри, и «глухой», с жемчужным или металлическим блеском.
Качественный бисер никогда не теряет своего блеска и цвета.
Стеклярус представляет собой тонкие стеклянные цилиндрики различной длины,
которая варьирует от 5 до 20 мм. Для работы лучше всего выбирать непрозрачный
стеклярус, поскольку он более долговечен и обладает сильным блеском.
Посеребренный изнутри менее долговечен, так как со временем часто темнеет, да и
слой металла может истираться нитками в процессе работы и носки. У стекляруса
тот же недостаток, что и у рубленого бисера, — острые края.
Пластмассовый бисер в наше время крайне редко встречается в продаже, разве что
в корзинках для рукоделия, доставшихся от бабушек, его можно еще увидеть. Этот
вид бисера более легкий по сравнению со стеклянным, имеет несколько большие
отверстия, но быстро теряет свою привлекательность, как и любая пластмасса.

Пластмассовые бусинки — сравнительно новый материал, но уже завоевавший
свою популярность благодаря дешевизне и простоте изготовления из него изделий.
Недостатком таких бусин является недолговечность, но эффектность их с лихвой
покрывает его. В продаже имеются жемчужные бусинки, имитирующие натуральный жемчуг, причем самых разнообразных форм и размеров; металлические,
имитирующие золотые и серебряные; прозрачные граненые, которые не столь изысканны, как стеклянные, но зато значительно более дешевые и легкие.
Виды плетения из бисера.
Параллельное плетение

Параллельное плетение применяется при плетении цветов (листьев, чашелистиков,
лепестков). Изготовление сказок (голова, туловище, руки, ноги), мебели,
украшений.
Петельное плетение

Петельное плетение применяется при плетении подвесок, завязок, лепестков,
листьев, цветов.
Игольчатое плетение
Игольчатый способ плетения применяется при плетении подвесок, украшений,
цветов (листья, лепестки).

Литература.
1.
2.
3.
4.

Л.В.Базулина Бисер / Ярославль. 2007г.
Т.Ткаченко Плетём насекомых из бисера / Москва. 2006г.
Н.Белов Фигурки из бисера / Минск 2007г.
Интернет-сайт «biser-info@»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».