Программа доп.образования Веселый футбол

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 52»
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
на Педагогическом совете
Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Детский сад № 52»
«Детский сад № 52»
Протокол № 1 от 31.08.2023 г.
О.В. Белозуб

Программа дополнительного образования
детей дошкольного возраста
физкультурно-спортивной направленности
«Веселый футбол»
Срок реализации 1 год
Составитель: Максимович А.В.,
тренер Международной сети
детских футбольных школ

I . Целевой раздел.
1.1 Направленность дополнительной образовательной программы –
физкультурно-спортивная.
Занятие физической культурой и спортом, а также оздоровление детей являются
неотъемлемой частью воспитания и развития здоровых детей. Это основная задача
всех дошкольных учреждений! Спортшколы современного времени в своей
практике используют самые последние передовые методики тренировки детей, а
также подбор рабочих кадров умеющих эффективно решать стоящие задачи. В
настоящее время в связи с ухудшающейся экологической обстановкой и прочими
неблагоприятными условиями, явлениями меняется среда обитания людей (а
следовательно детей). Ухудшается экология питания, появляются генномодифицированные продукты и т.д., в связи с чем ухудшается полноценный рост и
развитие детей. По этой причине возрастает роль и значение занятий физической
культурой и спортом, что позволяет полноценно формироваться растущему
организму.
Следовательно, чем раньше и правильно ребенок будет вовлечен к занятиям
спортом, тем эффективнее будет его развитие и рост.
Педагогическая целесообразность.
Приоритетом и философией работы является, прежде всего, безопасность детей,
внимательное, чуткое и бережное отношение тренера к детям и только потом их
физическое развитие.
На каждой тренировке ни один ребенок не обделен вниманием. Тренировочные
занятия строятся с основным принципом – не навредить! С каждым днем дети будут
сильнее, более координированными, ловкими и быстрыми и самое главное –
жизнерадостными. Они станут более ответственными и дисциплинированными,
смогут ощутить себя нужными в коллективе.
Ведущие педагогические идеи, ценности, принципы обучения и воспитания,
следование которым обеспечивает реализацию целевого назначения программы, –
это:
 Личностно-ориентированный подход. Принцип предполагает помощь педагога
воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов.

 Преемственность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к
сложному». После изучения элементарных движений задания постепенно
усложняются. Освоение последующих заданий гораздо легче на основе
предыдущих.
 Систематичность.
1.3. Цели и задачи.
Цель программы: удовлетворение индивидуальных потребностей дошкольников в
занятиях физической культурой и спортом через знакомство со спортивной игрой футбол.
Задачи программы:

формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять
здоровье детей;

развивать физические качества дошкольников (силу, ловкость, выносливость,
быстроту реагирования), умение контролировать свои движения и управлять ими;

выявлять, развивать и поддерживать талантливых детей (проявивших
выдающиеся способности);

создать дополнительные условия для социализации и адаптации детей к жизни
в обществе;

формировать общую культуру у дошкольников.
1.4. Прогнозируемая результативность
К концу учебного года дети должны уметь:

Использовать обе ноги и все части стопы для ведения и остановки мяча.

Вести мяч с поднятой головой, чтобы видеть пространство перед собой.

Менять темп движения по сигналу.

Двигаться в различных направлениях.

Контролировать мяч и не отпускать его далеко.
1.5. Формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации
воспитанников:
Открытые спортивные соревнования (в мае).
II. Содержательный раздел
2.1. Специфика построения занятия с детьми 3-7 лет:

Организация внимания группы занимающихся (руки вверх; присели; спиной
и т.д.) – 1-2 мин.

ОРУ чередовать с элементами образов животных, игры и т. д. – 3-8 мин.

Упражнения на осанку:

Позы, сравнение с рабочими, птицами т.д. (пожарные, солдаты на корабле с
флагом…) – 2 мин.

Упражнения на координацию движения,
эстафеты, вспомогательное
оборудование (лесенка, мячи, скамейки, маты) – 2 мин.

Подвижные игры («Волк во рву», «Лисы и зайцы» и т.д.) – 2-3 мин.

Игры с футбольными заданиями – 5-17 мин.

Заключительная часть. Восстановить дыхания, успокоиться – 1-2 мин.
2.2. Общая характеристика общеразвивающих упражнений
2

Общеразвивающие упражнения - это специальные упражнения, предназначающиеся
для развития и укрепления отдельных групп мышц - плечевого пояса, туловища,
брюшного пресса и ног. Задачей их является формирование правильной здоровой
осанки ребёнка путём развития и укрепления костно-мышечного аппарата и общее
физиологического воздействия на его организм.
Особенность этих упражнений, заключается в том, что они связаны с деятельностью
отдельных, строго ограниченных двигательных центров мозга, и каждое из
упражнений затрагивает лишь небольшое число движений, необходимых для его
выполнения. Они совершенствуют взаимосвязанную деятельность первой и второй
сигнальных систем и требуют сознательности, произвольности, точности
выполнения.
Определённая последовательность, в которой даются общеразвивающие
упражнения, направлена на вовлечение всего организма в деятельное состояние,
повышение
физиологических
процессов,
способствующих
его
общей
жизнедеятельности.
Первая группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц плечевого
пояса. Они способствуют расширению и увеличению дыхательного размаха грудной
клетки, укрепляют диафрагму, всю дыхательную мускулатуру, вызывают глубокое
дыхание, укрепляют мышцы спины, выпрямляют позвоночник (способствуя
сближению лопаток и уменьшению расстояния между ними).
Вторая группа упражнений - для развития и укрепления брюшного пресса и ног.
Они способствуют укреплению мышц живота, которые предохраняют внутренние
органы от сотрясения при интенсивных движениях (прыжки, спрыгивания и т.п.).
Эти упражнения развивают мышцы ног и свода стопы, препятствуют застою крови в
венозных сосудах (хлопок о колено, полуприседания, приседания и т.д.).
Третья группа упражнений - для развития и укрепления мышц спины и гибкости
позвоночника. Эти упражнения влияют на формирование здоровой осанки и
содействуют развитию гибкости позвоночника при наклонах туловища вперёд и
стороны, а также при поворотах вправо, влево и вращении туловища. У ребёнка
вследствие имеющихся возрастных особенностей в строении грудной клетки нет
большого размаха дыхательных движений, дыхание поверхностно, неглубоко.
В процессе интенсивных физических упражнений появляется большая потребность
в кислороде; ребёнок начинает глубоко дышать, вбирая свежий воздух и ощущая в
то же время необходимость освободиться от вырабатываемой в организме
углекислоты, что создаёт необходимость выдоха.
Поэтому при выполнении всех упражнений важную роль играет правильное
дыхание ребёнка. Оно заключается в полноценном интенсивном по глубине вдохе и
в постепенном умеренном выдохе, фиксируемом произнесением звуков.
Вдох в упражнениях, развивающих мышцы ключевого пояса, всегда совпадает с
расширением грудной клетки при разведении рук в стороны, отведении их назад,
поднимании вверх; выдох связан с сужением её при опускании рук вниз,
проведением их вперёд, хлопком перед собой.
Общеразвивающие упражнения выполняются детьми большей частью с обручами,
лентами, шнурами, шестами, шарами и т.п. Кроме того, на предметах:
гимнастической стенке, скамейке, бревне; у предметов - гимнастическая стенка,
3

стена. Различные предметы позволяют многократно повторить одни и те же
полезные для детей упражнения, поддерживая к ним интерес.
Они способствуют формированию правильной осанки, не надоедая детям и не
утомляя их однообразием. Кроме того, предмет содействует большей конкретности
задания, он делает движения более точными.
Многократное повторение упражнения с предметом помогает выработать
правильный мышечный тонус, сохраняющийся и в дальнейшем при выполнении
упражнения без предмета.
Общеразвивающие упражнение - это своеобразная "азбука" движений.
С их помощью формируется базовая координация движений, развиваются
двигательные качества, создаются предпосылки для освоения техники более
сложных упражнений, прививаются основы эстетики движений. Общеразвивающие
упражнения составляют основу содержания занятий с детьми.
Таким образом, общеразвивающие упражнения используемые одновременно,
оказывают всестороннее укрепляющее воздействие на организм ребёнка.
Выполнение общеразвивающих упражнений, требующих точности, четкости,
определённой расчленённости и в то же время целостности, способствует
воспитанию внимания, воли, целенаправленности, тормозных реакций, умения
согласовать свои движения с действиями и движениями всего коллектива детей.
Обучение ОРУ ведется в соответствии с дидактическими принципами
сознательности и активности, доступности, наглядности, системности. В
зависимости от контингента занимающихся и решаемых задач используются
разнообразные организационные формы и приемы проведения упражнений.
Простейшие упражнения, с которых следует начинать обучение, строятся на
изолированных движениях и их сочетаниях. В дальнейшем, по мере
совершенствования двигательной функции, упражнения усложняются путем
подключения различных совмещенных движений.
2.3. Координация движений.
Координация движения, упражнения для ее развития, а также упражнения для
развития равновесия являются неотъемлемой частью тренировочного процесса у
детей. Эти упражнения помогают развивать ребенку, будущему футболисту,
ловкость и умения владеть мячом, быстро переключаться с одного скоростного
режима на другой, а это очень важно в футболе.
Упражнения на координацию делают движения уверенными, четкими и формируют
правильную осанку. Однако координация движений не формируется моментально и
разово. Это длительный, сложный и настойчивый процесс. Во время него
формируется вестибулярный аппарат, мышечная масса, мышечный корсет и
зрительная координация. По этой причине в спортивных школах при помощи этих
специальных упражнений эффективно происходит становление и формирование
четких и правильных движений.
Комплекс упражнений, применяемый можно разделить на 2 группы
А) статические
Б) динамические

4

Статические позволяют четко формировать спортивные позы и те или иные
положения тела, учат сохранять равновесие в заданной позе: при приседании на
носочках, стоя на одной ноге и пр.
Динамические позволяют осваивать все упражнения в движении: лазанье, ходьба по
бревну, скамейке, неожиданные остановки, смена направления движения (бег,
прыжки, скачки и т.д.)
Каждому возрасту необходим свой подбор
упражнений, соответствующий
возможностям детей в этом возрасте и их индивидуальным природным,
гипотетическим способностям.
Развитие координации или упражнения на равновесие – это очень важный момент в
развитии ребенка. Эти упражнения помогают малышу развивать ловкость, делают
его движения более уверенными, способствуют формированию правильной осанки.
Хорошая координация движений не формируется моментально – на это уходит
немало времени, поскольку это постепенный процесс, во время которого
совершенствуется вестибулярный и мышечный аппарат, а также зрительная
координация движений ребенка.
Также способствует развитию координации катание на велосипеде, на коньках, на
лыжах.
2.4. Примерные комплексы игр и игровых упражнений с мячом
(диаметром 20 см)
Комплекс № 1 (для детей 3-4 лет)
Цель: развивать ловкость, меткость, координации движений в мелких и крупных
мышечных
группах.
•
«Бросалки»
подбросить
и
ловить
мяч
двумя
руками
• «Отбивалки» - отбить мяч об пол двумя руками и поймать его
• «Бросок-отскок» - подбросить мяч вверх и ловить его после отскока об пол
• Подвижная игра «Догони мяч» - дети перебрасывают мяч через натянутый шнур на
высоте 1,5м. на рас.=50-60 см от них, стараясь не коснуться мячам шнура, затем
бегут
за
мячом.
Вариант усложнений: дети догоняют мяч и ловят его, не давая коснуться пола.
Комплекс № 2 (для детей 5-7 лет)
*Цель: развивать ловкость, меткость, координацию движений, укреплять мышцы
туловища и верхних конечностей.
• «Хлопушки»-подбрасывать мяч вверх и ловить после одного хлопка в ладоши
• «Отбивалки»- отбить мяч об пол одной рукой и поймать его двумя руками
• «Хлоп-гоп» — подбросить мяч вверх и ловить после отскока об пол и хлопка в
ладоши
• Подвижная игра «Ударяй и догоняй»- дети ударяют по мячу ногой, бегут за ним,
берут в руки и возвращаются на место.
Вариант усложнений: в вдогонку за мячом детям необходимо пролезть под
натянутым шнуром на высоте 50 см. взять мяч и вернуться на место. Не задевая
шнур.
*Цель: тренировать вестибулярный аппарата, развивать ловкость, меткость,
координацию движений, силу мышц спины, ног и плечевого пояса.
• «Вертушка»- подбросить мяч вверх и ловить после отскока и кружения.
5

•
«Правый-левый»отбивать
мяч
правой-левой
рукой
поочерёдно
• «Корзинка»- подбросить мяч вверх, соединить руки перед грудью кольцом и
пропустить
в
него
падающий
мяч.
• Подвижная игра «Мяч в кругу»- дети располагаются по кругу, лёжа на животе
лицом в круг. У одного из участников мяч, он, отталкивая его руками, прокатывают
любому из участником. Мяч из круга не выпускать.
Вариант усложнений: дети перекатывают мяч ногами из и.п.- сесть, согнув ноги
(мяч удерживать стопами ног), отталкивая его, разгибая ноги в коленях. В игру
можно добавить ещё один или два мяча, но тогда детям придётся прокатывать мяч
так, чтобы они не сталкивались друг с другом.
2.5. Примерные командные игры с мячом
«Охотники за сокровищами»
Цели: отработка навыков ведения мяча; игра с поднятой головой; ускорение при
единоборстве с защитником.
Организация: Одна команда выстраивается на линии. Три игрока встают напротив
них. Они играют роль пиратов. Три игрока должны защищать сокровища, а игроки с
мячами должны обойти их и завладеть сокровищами. После того, как игрок с мячом
пробежал мимо пирата, он должен сбить мячом конус и принести его на линию
старта. Если игрок с мячом не смог пробежать мимо пирата, он должен вернуться
назад и начать заново.
«Гонки»
Цель: отработка навыков ведения мяча.
Организация: Игроки совершают ведение мяча внутри квадрата, используя все
поверхности стопы. Задача состоит в том, чтобы не столкнуться с другими
игроками. Игроки издают звуки, подобные реву мотора спортивной машины. Тренер
говорит, с какой скоростью двигаться. Например, первая скорость — медленно,
четвертая скорость — очень быстро. В квадрат добавляются два игрока в манишках.
Необходимо избегать встречи с ними. Когда тренер подает команду «Смена
машин», игроки останавливают мяч, наступив на него, и ищут себе другой мяч.
«Замри»
Организация: Игроки должны добраться до другой стороны площадки. Игроки
могут двигаться, только когда тренер смотрит в сторону. Как только тренер
посмотрит на игроков, они должны встать на одну ногу и замереть. Если игроки
двигаются, когда тренер смотрит на них, они должны сделать пять шагов назад.
Вариант: первый раз без мячей; второй раз с мячом в руках; третий раз с мячом в
ногах.
«Остановить мяч»
Цель: совершенствовать остановку мяча, развивать координацию движений.
Организация: Каждый игрок со своим мячом двигается в квадрате, по сигналу
тренера дети выполняют задание остановить мяч подошвой, сесть на мяч,
остановить коленкой, лечь животом на мяч.
III. Организационный раздел
3.1. Организационные условия реализации программы:
Программа рассчитана на детей – 3-7 лет.
6

Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю в течение всего календарного
года (исключение – отпуск тренера).
Продолжительность занятия в зависимости от возраста детей:
3-5 лет – 25 минут;
5-7 лет – 30 минут.
Нормы наполнения групп – не более 15 детей.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Одежда ребенка: обувь – спортивные кроссовки, избегать синтетических видов
одежды и отдавать предпочтение хлопчатобумажным, тренировочная форма должна
быть удобной и не ограничивать движения, не сковывать ребенка, соответствовать
погодным условиям (при проведении занятий на улице) или температурному
режиму помещения спортивного зала.
3.2. Санитарно-гигиенические требования.
Занятия должны проводиться в зале, соответствующем требованиям ТБ, пожарной
безопасности, санитарным нормам. Зал должен хорошо освещаться и периодически
проветриваться.
Необходимое условие: соблюдение питьевого режима по окончании занятия.
3.3. Для проведения занятий необходимо материально-техническое оснащение:
футбольные мячи, футбольные ворота, фишки, обручи, скакалки, гимнастические
палки.
3.4. Методы диагностики личностного развития детей:
 наблюдение;
 беседа;
 анализ выполняемых заданий.
3.5. Виды и формы контроля освоения программы:
 оперативный: регулярность проведения занятий, соответствие их содержания
данной программе;
 итоговый: спортивные соревнования.
Спортивные соревнования проводятся в мае с приглашением родителей.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».