2 СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы Раздел I. Информационная справка об образовательной организации Раздел II. Анализ деятельности дошкольной образовательной организации Раздел III. Концепция программы развития Раздел IV. Инновационные риски Раздел V. Управление программой развития Приложения Проект 1 Создание условий для формирования основ технологической компетентности и креативности. Проект 2 Создание условий для развития дошкольников посредством дистанционного образования. Проект 3 Создание бесконфликтной образовательной среды посредством медиативных техник 3 Стр. 3 5 10 15 17 18 19 23 26 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 52» на 2021-2025 годы Наименование программы Координатор программы Юридический адрес (с указанием индекса) Телефон (код и номер) e-mail Cайт Разработчики программы Обоснование программы Нормативная база Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 52» на 2021-2025 годы Заведующий Белозуб Оксана Викторовна 636019, Томская область, г. Северск, пр. Коммунистический, 102 8-3823-562823, 562114 brigantina@tomsk-7.ru https://seversk52.tvoysadik.ru/ Косенко М.Г. – заместитель заведующего по воспитательно-методической работе; Прилуцкая Н.А. – старший воспитатель; Машурик Ю.В. – педагог-психолог; Тимофеева Л.Ю. – воспитатель; Сударчикова Е.Ю. – воспитатель; Донцова Е.В. – воспитатель Программа является преемственной по отношению к Программе развития МБДОУ «Детский сад № 52», реализованной в 2017-20 гг. Программа направлена на создание условий, необходимых для реализации целей Национального проекта «Образование», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. №1155); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 г.); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р); Национальный проект «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте Российской 4 Цель программы Задачи программы Сроки реализации программы Этапы реализации программы Источники финансирования программы Ожидаемые конечные результаты реализации программы Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) Повышение качества образования в ДОУ посредством создания современного образовательного пространства 1. Создать условия для развития технологической компетентности и креативности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения и основ робототехники. 2. Создать условия для развития дошкольников посредством дистанционного образования. 3. Создать бесконфликтную образовательную среду в учреждении с использованием техник медиации. 4. Привлечь родителей к современному техническому творчеству. Программа рассчитана на 2021 – 2025 гг. Январь – август 2021 г. – подготовительный этап; Сентябрь 2021 – август 2025 гг. – основной этап реализации Программы; Сентябрь - декабрь 2025 г. – обобщающий, контрольно-оценочный этап Бюджетные средства; внебюджетные средства (доходы от оказания платных услуг). 1. Повышение технологической компетентности педагогов и дошкольников. 2. Создание базы информационных ресурсов для дистанционного образования дошкольников. 3. Расширение взаимодействия всех участников образовательных отношений в он-лайн формате. 4. Повышение конфликтологической культуры и снижение уровня конфликтов между участниками образовательных отношений. 5. Создание службы примирения в учреждении. 6. Повышение результативности участия воспитанников в конкурсах, выявляющих технологическую компетентность (конструирование, интеллектуальные, творческие). 7. Оснащение развивающей предметнопространственной среды всех возрастных групп современными конструкторами, мини-роботами. 5 РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА 1.1. Этапы развития дошкольной образовательной организации 22 июня 1972 г. считается датой открытия яслей-сада № 52 в соответствии с приказом МУ УДУ № 233 от 20.08.1998г. «Об установлении даты открытия детских учреждений г. Северска». В 1986 году произошла кардинальная реконструкция учреждения – пристроен блок, в котором разместились: плавательный бассейн, оздоровительный комплекс, спортивный и музыкальный залы, кабинеты методический, педагога-психолога, музыкальных руководителей; проведена реконструкция участков. В учреждении были успешно реализованы Программы развития по темам: «Создание современных условий обеспечения готовности ребенка к непрерывному образованию в течение всей жизни» в 2012-2017 г.г.; «Повышение качества образовательной услуги и квалификации педагогов через внедрение системно-деятельностного подхода в образовательный процесс и информатизацию образовательного пространства» в 2017-2020 г.г. 1.2. Дошкольная образовательная организация в настоящее время Юридический адрес: 636019, Томская область, г. Северск, пр. Коммунистический, 102. Сайт: https://seversk52.tvoysadik.ru/ Особенности месторасположения дошкольной образовательной организации, особенности социума: МБДОУ «Детский сад № 52» (далее – учреждение) расположено в жилом районе, в центре города, рядом с остановками общественного транспорта и вдали от предприятий. Рядом находятся еще два дошкольных учреждения (№ 53, 56), СОШ № 87, Центральная городская библиотека, филиал детской библиотеки, Музей г. Северск, Северский музыкальный театр, Детская музыкальная школа. Характеристика контингента воспитанников: Проектная мощность учреждения - 225 человек (по нормативам 1972г.), 266 человек - по нормативам СаНПиН. На 01.01.2021 г. учреждение посещают 253 ребенка. Из них 13 человек – дети с ОВЗ (4 ребенка с парциальными нарушениями развития когнитивных функций, 9 – с тяжелыми нарушениями речи), 1 – ребенокинвалид (без статуса ОВЗ). Образовательные услуги, предоставляемые дошкольной образовательной организацией: В соответствии с лицензией (серия 70Л01 № 0000440, рег. № 1434, от 21.10.2014 г.) МБДОУ «Детский сад № 52» осуществляет образовательную деятельность в сфере общего образования (уровень - дошкольное образование) и дополнительного образования. Лицензия выдана бессрочно. 6 Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 52» составлена на основе примерной основной образовательной программы «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон. Учреждение оказывает дополнительные платные образовательные услуги по программам дополнительного образования: - «Послушные бусинки»; - «Веселый футбол»; - «АКВА»; - «Путешествия Микибота» (основы программирования); - «Шахматы»; - «Веселый английский»; - «Хореография». Условия для реализации образовательной программы: - психолого-педагогические условия реализации образовательной программы соответствуют ФГОС ДО (п.3.2): 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей. 7 - кадровые условия Всего в учреждении работают 72 человека, из них 32 педагога. Учреждение укомплектовано педагогами на 100 процентов согласно штатному расписанию. В штате имеются учитель-логопед, педагог-психолог и учитель-дефектолог (в связи с наличием в учреждении детей с ОВЗ, имеющих парциальные нарушения когнитивных функций). 16 Образование Аттестация педагогов 14 14 25 12 20 20 15 9 10 17 13 11 10 8 8 12 6 10 3 4 3 3 2 5 0 0 2016 2016 2020 высшее средне-профессиональное высшая первая 2020 СЗД без категории Педагогический стаж 4 3 14 3 4 3 до 5 лет от 5 до 10 от 10 до 15 от 15 до 20 от 20 до 25 более 25 - материально-технические условия В Учреждении сформирована материально-техническая база для реализации образовательных программ, жизнеобеспечения и развития детей, которая соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда. В 2020 году произведен ремонт групповых помещений всех возрастных групп, музыкального и спортивного залов. - развивающая предметно-пространственная среда для реализации ФГОС дошкольного образования При создании развивающей предметно-пространственной среды администрация и педагоги учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей. Все групповые помещения, музыкальный и спортивный залы, бассейн, кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога оснащены необходимым 8 оборудованием и дидактическими материалами для организации разных видов деятельности детей и эффективной реализации образовательных программ. Образовательная зона с интерактивной доской, телевизоры во всех группах дошкольного возраста позволяют развивать детей при помощи новейших образовательных технологий. На территории участков расположено игровое оборудование, на верандах имеется материал для организации разных видов детской деятельности. Требуют обновления игровое оборудование на площадках и покрытие площадки «Школа мяча». Материально-технические условия и оснащенность образовательного процесса представлены на сайте организации: https://seversk52.tvoysadik.ru/sveden/objects . Важные успехи в деятельности дошкольной организации. Коллектив МБДОУ «Детский сад № 52» регулярно и успешно представляет опыт работы учреждения: на конкурсах разного уровня: - Образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 52» отмечена Дипломом III степени на Областном конкурсе Образовательных программ и педагогических практик «Наш новый детский сад» (2016); - Дипломом победителя отмечены «Методические рекомендации по организации деятельности детей на экологической тропе» на Межрегиональном конкурсе «Экологическое образование во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» (2018); - по результатам независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности дошкольными образовательными организациями Томской области в 2018 году МБДОУ «Детский сад № 52» набрало 94,57 баллов из 100 и стало лидером рейтинга (2018); - МБДОУ «Детский сад № 52» является лауреатом Открытого межрегионального конкурса «100 Престижных образовательных организаций России», награждено медалью «100 Престижных детских садов России» (2019); - МБДОУ «Детский сад № 52» награждено Дипломом победителя Всероссийского конкурса-смотра «Лучшие детские сады России 2020»; - Серебряной медалью конкурса «Золотая медаль 2020» выставки «Учебная Сибирь» награждена программа проектной деятельности «Северск – 2030» по ранней профориентации дошкольников с учетом регионального компонента посредством геймификации; - Диплом участника (лауреата) регионального конкурса «Лучшие практики наставничества» отмечен опыт наставничества музыкального руководителя Балашовой Ю.А. (2020); - Золотой медалью Всероссийского конкурса «Территория ФГОС» награждена программа музыкальных телесно-ориентированных встреч «МузоТОПы» (2020). на методических мероприятиях педагоги ДОУ: 9 на августовских конференциях педагогических работников ЗАТО Северск проведены мастер-классы «Технология «Ситуация» (2017), «Дошкольные практики детской успешности: Чудо-фольга» (2019), «Детская универсальная STEAMлаборатория» (2020); в рамках муниципального месячника коррекционной педагогики «Особый ребенок: опыт помощи» - представлен доклад «Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» (2018 г.); на Всероссийском форуме физкультурно-образовательных практик представлен опыт работы «Повышение уровня физических качеств дошкольников в процессе подготовки к выполнению нормативов I ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО» (2018 г.); на областном совещании по итогам проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности дошкольными образовательными организациями (2019); в рамках муниципального месячника коррекционной педагогики «Особый ребенок: опыт помощи» на обучающем семинаре «Актуальные вопросы по созданию и обеспечению функционирования психолого-педагогических консилиумов» (2019); на семинаре-практикуме для воспитателей «Особенности математического развития дошкольников в курсе «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой» (2020); открытые показы непосредственно образовательной деятельности на муниципальном месячнике коррекционной педагогики «Особый ребенок: опыт помощи» (2018, 2020) и декаде «Будущий первоклассник» (2018, 2019, 2020). Представленный опыт учреждения получает положительные отзывы педагогического сообщества. 1.3. Открытость Программы Программа развития является открытым документом, что предполагает возможность внесения в нее изменений в силу объективных причин, в том числе в связи с изменениями во внешней среде. 10 РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ «Детский сад № 52» В учреждении на 01.09.2020 г. функционирует 12 групп для детей в возрасте от 1-7 лет. Группы функционируют в режиме полного дня (12 – часового пребывания), 5-дневной рабочей недели. Среднее количество детей в группах 21 человек. Система управления Управление и руководство деятельностью учреждения осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного учреждения и законодательством РФ. Учредителем и собственником МБДОУ «Детский сад № 52» является городской округ ЗАТО Северск Томской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования Администрации ЗАТО Северск. Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск осуществляет полномочия собственника в отношении муниципального имущества, закрепленного за Бюджетным учреждением на праве оперативного управления. Заведующий осуществляет текущее руководство деятельностью МБДОУ «Детский сад № 52», выполняя функции его единоличного исполнительного органа. Органы общественного управления: общее собрание работников, педагогический совет, родительский комитет. Общее собрание ДОУ осуществляет полномочия трудового коллектива, обсуждает проект коллективного договора, рассматривает и обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины и мероприятия по ее укреплению, рассматривает вопросы охраны и безопасности условий труда работников, охраны жизни и здоровья воспитанников, рассматривает и принимает Устав, обсуждает дополнения, и изменения, вносимые в Устав ДОУ. Педагогический совет ДОУ осуществляет управление педагогической деятельностью, определяет направления образовательной деятельности ДОУ, отбирает и утверждает общеобразовательные программы для использования в ДОУ, рассматривает проект годового плана работы ДОУ, заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательных программ в ДОУ, обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности, рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров, организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта среди педагогических работников ДОУ. Родительский комитет ДОУ выполняет следующие функции: содействует организации совместных мероприятий в ДОУ, оказывает посильную помощь ДОУ в укреплении материально-технической базы, благоустройстве его помещений, детских площадок и территории. 11 Административные обязанности распределены в соответствии с Уставом, штатным расписанием, тарифно-квалификационными характеристиками. Распределение функциональных обязанностей обеспечивает качественное управление и определяет персональную ответственность за результаты труда. В учреждении функционируют комиссии по различным вопросам: · Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; · Аттестационная комиссия; · Бракеражная комиссия; · Комиссия по охране труда; · Комиссия по распределению стимулирующих выплат; · Комиссия по списанию и др. Формирование органов управление и их полномочия определены Уставом учреждения и соответствующими Положениями. Таким образом, реализуется возможность участия в управлении учреждением всех взрослых участников образовательных отношений. Анализ управления качеством образования Внутренняя оценка качества образования в МБДОУ регламентируется: - Положением о внутренней системе оценки качества образования в МБДОУ «Детский сад № 52»; - Образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 52»; - Программой производственного контроля; - Годовым планом работы на учебный год; - Положением о самообследовании; - Положением о системе оценки индивидуального развития воспитанников; - Планом контроля. Ответственным за функционирование внутренней системы оценки качества образования является заведующий МБДОУ, контрольную деятельность осуществляют: заместители заведующего, старший воспитатель, медицинская сестра. Основные направления внутренней системы оценки качества образования: Направления оценки Периодичность Результат Качество содержания При разработке Все образовательные образования – Образовательной программы (основная и образовательных программы и дополнительные) программ, реализуемых в корректировка перед соответствуют ФГОС ДО. учреждении началом учебного года. Образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 52» отмечена Дипломом III степени на Областном конкурсе Образовательных программ и педагогических практик «Наш новый детский 12 сад» (2017) Соответствует ФГОС ДО, образовательным программам. Качество организации Постоянно образовательного процесса Качество условий реализации Образовательной программы: Постоянно психологопедагогические кадровые 2 раза в год финансовые Удовлетворительные, соответствуют ФГОС ДО 1 раз в квартал материально1 раз в год технические состояние развивающей 1 раз в квартал предметнопространственной среды Качество результатов 2 раза в год образовательной деятельности Состояние здоровья Ежемесячно воспитанников Соответствуют ФГОС ДО, профессиональным стандартам, квалификационному справочнику должностей Удовлетворительные, в соответствие с Планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения Удовлетворительные Удовлетворительные, но требует обновления современными игрушками, оборудованием Высокий уровень психологической готовности к школьному обучению у 62 % воспитанников, легкая степень адаптации у 81 % воспитанников Уровень заболеваемости сопоставим с показателями предыдущих лет. Методическая служба ДОУ оказывает помощь педагогам в повышении квалификации через индивидуальную работу, работу проблемных и творческих групп, организацию курсовой переподготовки, аттестацию педагогов, методическое объединение, организацию и проведение семинаров, открытых занятий, взаимопосещения, создание условий для самообразования. Осуществляется поддержка молодых и малоопытных педагогов через систему наставничества. 13 94 % воспитанников в возрасте от 3 лет успешно освоили образовательную программу дошкольного образования в своей возрастной группе. Развитие 13 воспитанников учреждения ниже возрастной нормы обусловлено разными причинами: низкая посещаемость учреждения, ограниченные возможности здоровья, особенностями развития высших психических функций. Коррекционную работу с детьми, имеющими трудности в освоении Образовательной программы, проводят воспитатели группы при индивидуальной работе в разных режимных моментах в игровой деятельности и при непосредственном общении, а так же специалисты учреждения. Анализ образовательного процесса В Образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 52», разработанной на основе Примерной основной образовательной программы «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г. Петерсон, системно-деятельностный подход является основополагающим при организации образовательного процесса и реализуется через технологию «Ситуация». Данная технология позволяет развивать у дошкольников самостоятельность мышления и действий, инициативу и активность в познании окружающего мира. Педагогами также используются современные технологии организации образовательного процесса: геймификация, клубный час, мини-музей, квест, шесть шляп мышления... В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организации образовательной деятельности. Образовательный процесс строится на основе современных личностно-ориентированных технологий, направленных на партнёрство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребёнка. Педагоги и специалисты нашего детского сада создали условия для формирования у воспитанников в различных видах деятельности положительных качеств: уверенность в себе, целеустремленность, честность, доброта, взаимопомощь, заботливость, активность, общительность, работоспособность … При организации непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах педагоги предоставляют возможность детям для принятия решений, выражения своих чувств и мыслей; для свободного выбора предметов, материалов, оборудования и видов деятельности. Фиксация успехов ребенка педагогами способствует развитию 14 познавательного интереса, сохранению чувства комфортности и уверенности в собственных силах. Недирективная помощь педагогов детям в разных видах деятельности, организация разнообразных форм взаимодействия «педагог - дети», «дети – дети», использование совместных действий детей в освоении различных понятий активизирует речевое общение детей со сверстниками. Участие детей в различных образовательных событиях, конкурсах, соревнованиях в течение года поддерживает их интерес к познанию окружающего мира, развитию физических качеств и творческих способностей (музыкальных, изобразительных), обогащает общение между собой и со взрослыми. Успешность участия детей в конкурсах отражает высокое качество образовательной деятельности в Учреждении. Для детей с ОВЗ разработаны и реализуются Адаптированные индивидуальные образовательные программы, которые предусматривают оказание им необходимой коррекционной помощи. Все дети с ОВЗ посещают общеобразовательные группы. Коррекционную работу с детьми, имеющими трудности в освоении Образовательной программы, проводят специалисты (учитель-логопед, педагогпсихолог, учитель-дефектолог) на индивидуальных занятиях и воспитатели группы при индивидуальной работе в разных режимных моментах в игровой деятельности и при непосредственном общении. По результатам контроля за качеством организации образовательного процесса, созданием социальной ситуации развития, типом взаимодействия взрослых с детьми с каждым педагогом индивидуально проводятся консультации и собеседования. 15 РАЗДЕЛ III. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Программа развития направлена на создание условий, необходимых для реализации целей Национального проекта «Образование», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Для достижения цели развития учреждения Программа представлена как совокупность долгосрочных проектов: 1. Создание условий для формирования основ технологической компетентности. (Приложение 1) 2. Создание условий для развития дошкольников посредством дистанционного образования. (Приложение 2) 3. Создание бесконфликтной образовательной среды посредством медиативных техник. (Приложение 3) Участники проектов: педагоги, родители и дети. Тип проектов: практико-ориентированные. Продолжительность: долгосрочные - 2021-2025 г.г. Актуальность Программы развития заключается в том, что она включает основные направления государственной политики, определенные документами Министерства Просвещения: Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей; повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психологопедагогической поддержки социализации детей; создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты; формирование, выраженной в поведении, нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; развитие навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Национальным проектом «Образование» и входящим в него Федеральным проектом «Успех каждого ребёнка», основная задача которого 16 формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Миссия образовательного учреждения - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства и подготовка его к жизни в современном обществе. В соответствии с заданной миссией цель деятельности дошкольной образовательной организации заключается в создании условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности. 17 РАЗДЕЛ IV. ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ В процессе реализации Программы развития могут возникнуть риски, связанные в первую очередь с частичным затруднением или невозможностью создания тех иных условий для реализации образовательной программы дошкольного образования. Риски Пути снижения Недостаточное финансирование Привлечение внебюджетных средств, целенаправленное расходование бюджетных средств на цели Программы. Снижение мотивации педагогов Предоставление свободы выбора пути решения проблем, средств, техник и технологий. Материальное и моральное стимулирование Недостаточная координация Расширение информационного поля. взаимодействия участников Применение различных приемов образовательных отношений управления проектом Человеческий фактор (болезнь, уход в Подготовка специалистов, готовых декретный отпуск, увольнение продолжать начатую работу, ответственных и исполнителей командная проектная деятельность проектов). Перегрузка исполнителей Своевременная корректировка планов работы 18 РАЗДЕЛ V. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ Общее управление реализацией Программы осуществляется заведующим МБДОУ «Детский сад № 52». Управление реализаций Программы предполагается через: - разработку локальных нормативных актов, подготовку приказов, проведение педсоветов, совещаний; - координацию деятельности исполнителей в ходе работы руководителями творческих групп дошкольной образовательной организации; - разработку и реализацию ежегодных планов работы дошкольной образовательной организации; - текущий контроль за выполнением программных мероприятий; - проведение процедур самообследования и внутренней оценки качества образования; - подведение промежуточных итогов реализации программы на педагогических советах. 19 Приложение 1 Проект № 1 Создание условий для формирования основ технологической компетентности и креативности «От знаний, умений и навыков к компетентности, от компетентности к креативности» Определение «технологическая компетентность» не является однозначно сформулированным до сих пор. Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» Тольяттинского государственного университета О.В. Дыбина дает следующую формулировку: «Технологическая компетентность – это умения детей ориентироваться в новой, нестандартной для них ситуации, выбирать способы действий из усвоенных ранее, применять знания и принимать решение в тех или иных жизненных ситуациях». Существует и другое определение: «Технологическая компетентность – это готовность к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности». Таким образом, технологическая компетентность позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии в разных видах деятельности, в тех или иных жизненных ситуациях. В структуре технологической компетентности можно выделить компоненты: - мобильность и оперативность знаний, их интегративность; - практические умения, связанные с деятельностью по решению определенных задач; - мотивы деятельности и ее социальная значимость. Формируя основы технологической компетентности дошкольников, мы основываемся на развитии умений: - ориентироваться в новой, нестандартной для них ситуации; - выбирать способы действий, выдвигать предположения, на основе усвоенных ранее знаний, принимать решение в тех или иных жизненных ситуациях; - понимать инструкции и алгоритм деятельности; - работать самостоятельно или совместно со сверстниками (в зависимости от ситуации), правильно оценивая смысл и последствия своих действий. Проблема: Сейчас невозможно представить себе нашу жизнь без различных электронных устройств, которые называют гаджетами. Появляющиеся новые изобретения меняют мир вокруг нас. Научная фантастика оказалась ближе, чем мы думали. Гаджеты помогают с бытовыми мелочами, применяются в медицине, развлекают нас. «Сегодня «период полураспада» технологических знаний в сферах передовой техники оценивается специалистами в 1,5 — 3 года». (https://trizway.com/art/presentation/protivorechiya-sistemy-obrazovaniya.html) Для того чтобы дети могли свободно ориентироваться в мире новых технологий необходимо создать условия для формирования основ их технологической компетентности и, следовательно, направить ресурсы на 20 эффективное обновление образовательной среды. Конструирование и основы робототехники – это те современные средства, которые наилучшим образом позволяют формировать технологическую компетентность. Конструирование особый вид деятельности, который неразрывно связан с интеллектуальным развитием ребенка, и в то же время конструирование уникальный вид деятельности, который позволяет развивать все стороны личности. Конструктивная деятельность дошкольников формирует и развивает способности (творческие, интеллектуальные, технические), навыки самостоятельной работы и одновременно сотрудничества со сверстниками, удовлетворяет индивидуальные потребности в интеллектуальном развитии, способствует повышению внутренней мотивации ребёнка к познанию нового. Введение в образовательное пространство ребенка программируемого миниробота Микибота позволяет развить следующие компоненты технологической компетентности: пошаговое программирование и построение алгоритмов; поиск альтернативных решений и их анализ; самостоятельный выбор оптимального решения задачи и его реализация. Цель проекта: создание условий для формирования основ технологической компетентности и развития креативности дошкольников за счет внедрения в образовательное пространство конструкторов нового поколения и основ робототехники (программируемого мини-робота Микибота), а также привлечение внимания родителей к современному техническому творчеству. Задачи: 1. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду современными конструкторами и мини-роботами. 2. Разработать программу по формированию основ технологической компетентности и развитию креативности. 3. Повысить мотивацию всех участников образовательных отношений к инженерному творчеству. 4. Формировать основы технологической компетентности дошкольников. 5. Способствовать формированию позитивных жизненных ориентиров и планов. План реализации проекта Мероприятия Обогащение развивающей предметнопространственной среды всех возрастных групп современными видами конструкторов и робототехники Сроки реализации начало окончание Январь 2021 Декабрь 2025 21 Ответственные за реализацию Исполнители/ cоисполнители Заведующий зам. зав. по ВМР, зам. зав. по АХР Показатели выполнения Качественное изменение образовательного пространства ДОУ, оснащение помещения «Студия игр». 100 % охват групп по Разработка программы по формированию основ технологической компетентности детей с 2 лет (включая диагностику) Январь 2021 Сентябрь 2022 обновлению современными видами конструкторов. Зам. зав. по ВМР Программа по Воспитатели: формированию основ Кононова Ю.С., технологической Жирова Н.С., компетентности Шпак Е.В., «ТЕХНО КИДС» Веретенникова Повышение Е.В., технологической Кондратьева Г.И., компетентности Санкина О.С., педагоговСударчикова разработчиков Е.Ю., программы. Иванова Е.В., Черемных М.Ю. Реализация программы по формированию основ технологической компетентности «ТЕХНО КИДС» Конкурсы конструированию в ДОУ С сентября 2022 С сентября 2021 Дистанционный фестиваль семей «Мама, папа, я – конструкторская семья» Февраль 2023 Выставка «Мой суперконструктор» Октябрь (с 2021 г.) Организация и проведение семинара-практикума для педагогов ДОУ муниципалитета по развитию технологической компетентности дошкольников Участие дошкольников в конкурсах разного уровня Презентация развивающей 2021-22 учебный год Январь 2021 Декабрь 2025 2021-22 22 Зам. зав. по ВМР Воспитатели всех возрастных групп Положительная динамика технологической компетентности воспитанников Зам. зав. по ВМР Повышение Воспитатели заинтересованности всех возрастных детей в мероприятиях групп технологической направленности Участие воспитанников в конкурсах - не менее 50% Воспитатели Вовлечение семей в всех возрастных образовательную групп деятельность ДОУ - не менее 25 % семей Воспитатели Повышение всех возрастных технологической групп компетентности воспитанников Участие воспитанников в выставке - 30 % детей Зам. зав. по ВМР Проведение семинараВоспитатели практикума творческой группы Зам. зав. по ВМР Воспитатели всех возрастных групп Заведующий Достижения детей в конкурсах различной направленности Наличие на сайте предметноучебный год пространственной среды для родителей воспитанников Зам. зав. по ВМР видео-презентации РППС Ожидаемые результаты и способы их диагностики Ожидаемые результаты Обогащение развивающей предметнопространственной среды современными конструкторами, программируемыми мини-роботами и соответствующими полями для них. Разработка и внедрение программы по формированию основ технологической компетентности. Сформированность основ технологической компетентности у 80 % выпускников Способы их диагностики Оснащение групп Наличие программы и успешная апробация (отзывы педагогов, наблюдения за деятельностью детей) Результаты диагностики. Наблюдения за самостоятельной деятельностью детей и в специально созданных образовательных ситуациях Повышение результативности участия Анализ итогов конкурсов воспитанников в конкурсах на 5 %. Проявления у большинства детей Наблюдения за самостоятельной ответственности, справедливости, деятельностью детей и в специально сопереживания, самостоятельности, созданных образовательных ситуациях умения работать в команде Сформированность позитивных Наблюдения за самостоятельной жизненных ориентиров и планов, деятельностью детей и в специально умения преодолевать трудности у созданных образовательных ситуациях большинства воспитанников (50 %) Мониторинг реализации Программы развития осуществляется 1 раз в год, в июне, с использованием внутренней системы оценки качества. Важным показателем является также внешняя общественная оценка качества, которая осуществляется посредством электронных ресурсов, самообследования ДОУ, а также обратной связи от социальных партнеров и родительской общественности. По итогам мониторинга и оценки качества осуществляется корректировка Программы развития. 23 Приложение 2 Проект 2 «Создание условий для развития дошкольников посредством дистанционного образования» Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных инноваций в системе образования. Условия самоизоляции в период угрозы распространения коронавирусной инфекции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста оказались в ситуации отсутствия непосредственного взаимодействия с педагогом и сверстниками. Перед родителями соответственно встала проблема организации развивающей деятельности с ребенком в домашних условиях, которую учреждение должно помочь им решить. В связи с этим возникала необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех участников образовательного процесса. Деятельность педагога переформатируется, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим. При внедрении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательную деятельность детей дошкольного возраста следует учитывать требования: - Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»; - Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями). - пункта 4.20 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Санитарными правилами и нормативами регламентируются гигиенические требования к развивающим игровым занятиям с использованием видеотерминала и клавиатуры с детьми с 5 лет, а для детей до 5 лет такие требования не разработаны. Цель проекта: создание условий для развития дошкольников посредством дистанционного образования. Задачи: 1. Удовлетворить потребности семей воспитанников в получении дошкольного образования. 2. Повысить качество и эффективность образовательных услуг путем внедрения дистанционных технологий. 3. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития детей. 4. Предоставить возможность освоения образовательной программы непосредственно по месту пребывания. 24 Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – закрепление знаний и умений в процессе выполнения творческого задания, развитие компетентности. Основное условие – наличие доступа к интернету и технического средства связи (персонального компьютера, ноутбука или телефона). Принципы реализации проекта: • Непрерывность и целостность процесса дошкольного образования; • Многообразие и гибкость сопровождения и поддержки в зависимости от потребностей семьи; • Дифференцированный подход к организации образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей и интересов ребенка; • Оптимальный режим образовательной деятельности, когда родители сами определяют, в какое время удобнее заниматься с ребенком; Ожидаемые результаты и способы их диагностики Ожидаемые результаты Способы их диагностики Создание базы информационных Наполняемость раздела ресурсов для дистанционного «Дистанционное образование» на образования дошкольников по сайте учреждения и других интернетвозрастам и направлениям развития платформах Повышение качества образования, Независимая оценка качества условий имиджа учреждения и уровня осуществления образовательной взаимодействия между участниками деятельности. образовательных отношений Изучение удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг Расширение взаимодействия всех Анкетирование и отзывы родителей участников образовательных отношений в он-лайн формате. Повышение технологической Качество электронных компетентности педагогов в вопросах образовательных ресурсов применения ИКТ. Повышение посещаемости сайта Контроль показателей счетчика посещений Период самоизоляции – это возможность для всех членов семьи провести время вместе, научиться чему-то новому, заниматься интересными делами и в то же время присутствовать в образовательном процессе в дистанционном режиме. Это позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, увидеть его сильные и слабые стороны, понять проблемы в интеллектуальном, речевом, психическом и физическом развитии и учитывать их в дальнейшем. 25 План реализации: Мероприятия Разработка методических рекомендаций и проведение консультаций для педагогов по созданию электронных ресурсов Разработка нормативной базы Сроки реализации начало окончани е Январь 2021 Май 2021 Январь 2021 Проведение консультаций по он-лайн взаимодействию с участниками образовательных отношений Разработка электронных образовательных ресурсов по возрастам и направлениям развития дошкольников Разработка электронных ресурсов для родителей по повышению их педагогической компетентности Организация он-лайн взаимодействия с родителями воспитанников Мониторинг востребованности электронных ресурсов Проведение фестиваля электронных ресурсов Представление опыта работы по теме педагогическому сообществу Подведение итогов реализации проекта Ответственные за реализацию Исполнители/ cоисполнители Заведующий Ст. воспитатель Май 2021 Февраль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Май 2025 Июнь 2021 Май 2025 Июнь 2021 Май 2025 Сентябр ь 2021 Май 2025 2025 Январь 2025 Декабрь 2025 Сентябр ь 2025 Декабрь 2025 26 Показатели выполнения Методические рекомендации, проведена консультация Зам.зав. по ВМР, Педагогпсихолог Заведующий Заведующий Зам.зав. по ВМР, Ст. воспитатель Наличие Положения Зам.зав. по ВМР Ст. воспитатель, педагоги Наличие электронной базы образовательных ресурсов по возрастам Наличие электронных ресурсов для родителей 100 % охват родителей в онлайн взаимодействии Повышение показателя счетчика посещений сайта на 50 % Проведенный фестиваль Презентация опыта работы Зам.зав. по ВМР Ст. воспитатель, педагоги Зам.зав. по ВМР Ст. воспитатель, педагоги Зам.зав. по ВМР Ст. воспитатель, педагоги Он-лайн консультации Зам.зав. по ВМР Ст. воспитатель Зам.зав. по ВМР Ст. воспитатель, педагоги Заведующий Отчет по Зам.зав. по ВМР, реализации проекта Педагогпсихолог, Ст. воспитатель Приложение 3 Проект № 3 «Создание бесконфликтной образовательной среды посредством применения медиативных техник» Детский сад – это не только дети, которые растут, развиваются, обучаются чему-то новому, но и взрослые люди (педагоги, родители, администрация, обслуживающий персонал), которые постоянно взаимодействуют друг с другом. В ходе такого взаимодействия выявляются противоречия, которые иногда приводят к конфликтам. В случае конструктивного разрешения, конфликт может привести к принятию обоснованного решения и способствовать развитию отношений между участниками. Конфликт — столкновение, серьезное разногласие, спор. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова). Иногда конфликт переходит в острую фазу разрешения противоречий, заключающуюся в противодействии участников и сопровождающуюся негативными эмоциями, выходящими за рамки правил и норм. За 2019-20 учебный год в учреждении было 9 конфликтных ситуаций на группах между родителями и педагогами. Из них 4 вышли на уровень администрации учреждения. Между работниками учреждения произошло 13 ситуаций столкновения противоречий во взглядах и интересах. В большинстве случаев не были нарушены общепринятые нормы поведения. Участники предпочитают замалчивать проблему или решать ее с помощью третьих лиц, чаще всего представителей администрации. Проблема: В дошкольной среде возникает, порой, немало сложных конфликтных ситуаций, которые приобретают в дальнейшем затяжной характер. Недостаточный уровень конфликтологической компетентности создает серьезную проблему, снижают имидж учреждения, а самое важное – наносят серьезный урон процессу воспитания детей, которые в этой ситуации могут длительное время находятся в смятении, растерянности, подавленности. Гипотеза: Формирование конфликтологической культуры участников образовательного процесса, овладение приемами цивилизованного урегулирования и разрешения конфликтов через применение медиативных техник будет способствовать снижению числа конфликтов, профилактике неприемлемых форм социального поведения и оздоровлению психологического климата в учреждении. Цель: создание бесконфликтной образовательной среды посредством применения медиативных техник. Задачи: Разработать нормативную базу и методическое обеспечение по применению медиативных техник в учреждении. Создание службы примирения в учреждении. 27 Организовать тренинги для родителей и коллектива работников по вопросам профилактики конфликтных ситуаций. Обучить участников образовательных отношений эффективным приемам поведения в ситуации конфликта. Содействовать мирному урегулированию уже возникших конфликтов. Создать систему информационного обеспечения реализуемого проекта (по теме проекта). Ожидаемый результат: Снижение общего количества конфликтных ситуаций, в т.ч. с деструктивными последствиями. Создание базы методических документов и системы информационного обеспечения службы примирения. Функционирование службы примирения в учреждении. Формы и методы работы по профилактике конфликтов: Информационные (беседы, лекции, буклеты, памятки, сайт). Интерактивные (тренинги, групповые и индивидуальные очные и телефонные консультации). Посредничество в разрешении конфликтных ситуаций. Исследовательско-диагностические (анкеты, опросники, тесты, наблюдение, анализ документов). План реализации: Мероприятия Исследование социальнопедагогических процессов, являющихся факторами типичных коммуникативных конфликтов в образовательной среде ДОУ Разработка нормативной базы Сроки реализации начало окончани е Январь 2021 Январь 2021 Разработка документов Май 2025 Май 2021 методических Проведение: ШОР, консультаций и тренингов для родителей; - консультаций, семинаров, тренингов с работниками; - методических объединений и тематических педсоветов; - обучение администрации и Июнь 2021 Июнь 2021 Май 2025 Май 2025 28 Ответственные Показатели за реализацию выполнения Исполнители/ cоисполнители Заведующий Результаты Зам.зав. по ВМР, исследования Ст. воспитатель, Педагогпсихолог Зам.зав. по ВМР, Педагогпсихолог Заведующий Зам.зав. по ВМР Ст. воспитатель, Педагогпсихолог Зам.зав. по ВМР Ст. воспитатель, Педагогпсихолог Пакет документов нормативной базы Методические документы Наличие отзывов, отчетов, конспектов, фото, видео материалы педагогов технологии проведения примирительных встреч Работа службы примирения в учреждении. Подведение итогов реализации проекта Июнь 2021 Май 2025 Сентябрь 2025 Декабрь 2025 Представление итогов реализации проекта Сентябрь педагогическому сообществу 2025 Декабрь 2025 29 Зам.зав. по ВМР Состав службы примирения Заведующий Зам.зав. по ВМР, Педагогпсихолог, Ст. воспитатель Заведующий Зам.зав. по ВМР, Педагогпсихолог, Ст. воспитатель Документация службы примирения Отчет Презентация