1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 52» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ на Педагогическом совете Заведующий МБДОУ МБДОУ «Детский сад № 52» «Детский сад № 52» Протокол № 1 от 31.08.2023 г. О.В. Белозуб Программа дополнительного образования детей 5-6 лет естественно-научной и технической направленности «Путешествия Микибота» (разработана на основе «Детской универсальной STEAM – лаборатории») Срок реализации 1 учебный год Составила: Санкина О.С., воспитатель высшей квалификационной категории 1. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка Карл Фридрих Гаусс, один из величайших математиков XIX века, открыл формулу суммы арифметических рядов, когда ему было всего 8 лет. Мы сегодня живем в быстро меняющемся мире и система образования не успевает за этими изменениями. Раннее развитие и профориентация дошкольников прочный фундамент для развития определенных компетенций и подготовки будущей интеллектуальной элиты. Одна из основных наших целей на данном этапе - дать дошкольникам современное, конкурентоспособное образование. Для реализации этой цели необходимо использовать современные технологии, обеспечивающие каждому воспитаннику возможность развиваться в соответствии с его индивидуальными особенностями. Технология программированного обучения – это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств. Программа «Путешествия Микибота» нацелена на максимальное использование уникального возрастного потенциала дошкольников, направляя его на развитие познавательных, технологических компетенций и подготовку будущей интеллектуальной элиты страны: ученых, инженеров, картографов, программистов, шифровальщиков, логистов, аналитиков и др. Она составлена на основе дошкольная образовательная авторская программа Беляк Е.А. по направлению Babyskills «Детская универсальная STEАM-лаборатория». Программа построена на основе современного интегрированного подхода STEAM – образования (Science – наука; Technology – конструирование; Engineering – инженерное дело, проектирование; Art – искусство; Mathematics – математика) с акцентом на совместную исследовательскую и проектную деятельность, геймификацию. Программа содержит в себе основные блоки: 1. Основы программирования: изучение пошагового программирования через сюжетно-ролевые игры с роботом, проектную деятельность; 2. Занимательная математика: расширение математических представлений, знакомство с комбинаторикой через игры с роботом и творческо-исследовательские проекты; 3. Основы картографии и астрономии: изучение понятий и базовых принципов картографии, знакомство с астрономией через сюжетно-ролевые игры, творческие и STEAM – проекты; 2 4. Основы криптографии: изучение базовых понятий кодирования и шифрования через игры и STEAM – проекты. Все занятия с детьми по данной программе максимально интерактивны, содержат большое количество уникальных образовательных игр, творческих проектов, вовлекая детей в процесс познания и развивая инженерное мышление. Вся последовательность реализации программы построена по принципу «от простого – к сложному». Материал программы охватывает большинство сфер жизнедеятельности и основные перспективы развития человечества. Для реализации программы используется космический робот – мышь Микибот, вокруг которого сформированы все сюжетные линии. Дети знакомятся с легендой о Микиботе - посланнике с другой планеты, которого дети знакомят с жизнью на планете Земля и разными аспектами жизни человека. Данная легенда позволяет изменить позицию ребенка в процессе познания нового с обучаемого на обучающего и позволяет активизировать разные его возможности. Они получают навыки командной работы, взаимопомощи и взаимовыручки. На занятиях многое зависит от выбора детей, от их самостоятельных решений. Например, в разделе «Основы программирования» перед ребятами может быть поставлена цель накормить Микибота, для чего необходимо добраться до сырной гайки, спрятанной в лабиринте. Дошкольники самостоятельно составляют лабиринт с препятствиями и определяют место расположения сырной гайки. После того, как весь лабиринт готов к использованию, ребята приступают к его прохождению. Для того, чтобы успешно пройти дистанцию, необходимо правильно запрограммировать Микибота: 1. установить робота в выбранной точке; 2. исследовать разные варианты движения робота к сыру и выбрать наиболее оптимальный; 3. продумать все шаги Микибота от места, где он стоит, до сыра; 4. составить «программу» - последовательность движений робота при помощи карточекстрелок; 5. очистить память робота, нажав желтую круглую кнопку; 6. запрограммировать робота согласно «программе» с помощью соответствующих кнопок; 7. запустить робота; 8. если Микибот не добрался до цели, необходимо провести анализ составленной «программы» (п. 4), самостоятельно найти ошибку, исправить ее и повторить действия начиная с п. 5. Таким образом, дети осваивают не только счет, но и порядок действий, ориентировку на поверхности, учатся сами находить ошибки и исправлять их. Развивается позитивноконструктивное отношение к ошибкам. Работая с другими полями, дети рассказывают Микиботу об особенностях устройства домов, в которых живут люди, правилах поведения на улице и многом другом. В разделе «Основы математики и теории вероятности» ребята знакомятся с понятиями выбор и голосование, через игры с роботом и творческо-исследовательские проекты. Очень интересны для детей игры по шифрованию и кодированию в разделе «Основы криптографии». Дети знают сами и знакомят Микибота с использованием различных кодов в жизни современного человека: телефоны, компьютеры, банковские карты. Здесь формируется базовое понимание безопасности, в том числе в сети интернет. STEАM-образование позволяет подготовить детей к технически развитому современному миру и эффективно реализовывать полученные знания на практике. Работая с детьми нельзя ограничивать полет их фантазии. Мы взрослые всегда лучше знаем, как надо поступить, что сделать и какое решение выбрать, но ребята всегда предложат свои нестандартные варианты. Пусть их идеи сейчас могут показаться нам фантастическими, но в будущем они вполне возможно будут самыми конструктивными. Вопросы к детям «почему?», «а как вы думаете?», «какое ваше мнение?», «почему так получилось?» помогут ребятам развить логическое мышление и уверенность в своих силах. Данная программа позволяет детям развиваться путем самостоятельного исследования мира. Все это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования. 3 Реализация программы осуществляется созданием обучающих ситуаций программируемым роботом Микиботом. Структура занятий: - вводная интерактивная беседа; - практическое исследование и реализация STEAM-проекта, сюжетно-ролевая игра; - заключительный, рефлексивно-оценочный этап. с Соотношение видов деятельности в рамках каждого цикла представлено в следующих диаграммах: Основы программирования Основы картографии и астрономии Занимательная математика Основы криптографии 1.2. Цель и задачи программы «Путешествия Микибота». Цель: введение дошкольников в основы программирования и робототехники, формирование их познавательных компетенций. Задачи: - развивать целенаправленность и саморегуляцию собственных действий, уверенность ребенка в своих силах; - формировать позитивно-конструктивный подход к анализу ребенком ситуации и исправлению ошибок; развивать навыки критического анализа, целеполагания, логического и творческого мышления; - формировать базовые понятия об информационной безопасности, принципах ее работы; - развивать интересы и познавательную мотивацию, обогащать представления детей о профессиях; - воспитывать умение действовать в команде. 1.3. Ожидаемые результаты освоения программы «Путешествия Микибота»: знакомство с ключевыми понятиями программирования; освоение базовых принципов построения алгоритмов, пошагового программирования без компьютера и планшета; обогащение представлений детей о разных профессиях; знакомство с кодированием текстов. 4 1.4. Методы отслеживания успешности овладения воспитанниками содержанием программ: наблюдение за деятельностью детей на заключительном занятии – 1 раз в год, в мае. 2. Содержательный раздел Программа «Путешествия Микибота» включает в себя 4 цикла. В течение учебного года «Заведующий лабораторией» (педагог) вместе со своими юными «коллегами-лаборантами» (детьми группы) знакомят Микибота с жизнью на планете Земля, открывая законы нашего мира и создавая творческие инженерные проекты. Основы программирования Цель: формирование у дошкольника базовых навыков в области программирования и робототехники. Сюжетно-ролевая легенда программы: с далекой планеты, на которой живут «умные» мыши, прилетел робот-мышь по имени Микибот, посланный изучать Космос и искать разумные существа. Ребята знакомят гостя-робота с людьми, их жизнью через реализацию серии проектов, где дети выступают в роли «учителей» по отношению к роботу: обучают его, устраивают для него праздники, строят города и деревни, проводят экскурсии, игры, эстафеты, проходят лабиринты, разучивают танцы вместе с роботом, и т.д. Основные понятия и навыки: обучение пошаговому программированию без компьютеров и планшетов; осваивание базовых принципов построения алгоритмов; знакомство с ключевыми понятиями программирования (робот, программа, команда, последовательность действий, алгоритм, цикл, условия выбора, поиск альтернативных решений, построение циклов); самостоятельный выбор решения задачи и совместная реализация от постановки цели, поиска решения, до анализа и оптимизации результата; обогащение представлений детей о профессиях: инженер, программист, ученый, строитель, дизайнер; развитие синтеза творческого и инженерного мышления. Занимательная математика Цель: закрепление базовых понятий математики через игры с роботом и творческоисследовательские проекты. Сюжетно-ролевая легенда программы: Робот осваивается на нашей планете и ребята ему в этом помогают: учат распознавать различные цвета, геометрические фигуры; пишут «математические» картины и знакомят с супергероями; строят лабиринты и ищут выходы, устраивают соревнования и веселые праздники; проводят выборы и голосование. Основные понятия и навыки: закрепление геометрических фигур, цветов (первичные / вторичные), понятий больше / меньше, быстрее / медленнее, четные / нечетные; сложение, вычитание, построение последовательностей чисел; программирование движения робота с условиями: выбор цвета, геометрической фигуры, числа большего / меньшего, ближнего / дальнего предмета; программирование с ограниченным выбором команд; расширение представлений о людях разных профессий (программист, ученый, инженер, строитель, аналитик, математик, ювелир). Основы картографии и астрономии Цель: развитие пространственного мышления, изучение основ картографии, базовой астрономии. Сюжетно-ролевая легенда программы: робот – гость из Космоса, как во многих современных и знакомых детям фильмах, поэтому, учитывая особую важность развития пространственного мышления, а также перспективную востребованность картографии и астрономии, в программе сделан тематический акцент не только на «обучение» робота, но и на образ человека как «жителя Вселенной» с перспективой расширения границ сфер влияния и интересов человечества в мировоззрении дошкольников; строят карты садика, города, страны, планеты, солнечной системы; путешествуют по континентам и знакомятся с разными культурами людей. На занятии дети изучают планеты, решают чем они могут быть полезны людям, строят посадочные модули на Марс, готовят летающие города для Венеры, запускают вулканы и выполняют задачи настоящих астронавтов. Основные понятия и навыки: определение положения предметов в пространстве, чтение детских карт, распознавание условных обозначений, масштабирование, копирование и составление карты, прокладывание маршрута; определение планет Солнечной системы, 5 знакомство с возможным практическим освоением космоса; создание инженерных проектов; проведение исследований по изучению массы, веса, давления, принципа реактивного движения, свойств оптических иллюзий, инерции, гравитации, амортизации, превращения энергии (кинетической и потенциальной), оптических иллюзий, вулкана; знакомство с профессиями картограф, астронавт, физик, химик, биолог, культуролог. Основы криптографии Цель: формирование базовых понятий и навыков в криптографии. Сюжетно-ролевая легенда программы: перед нами открыт весь мир, но нужно научиться понимать его коды и важность шифрования данных. Через колесо времени дети познают тайны Цезаря и китайскую тайнопись, разгадывают шифровки (как Шерлок Холмс), узнают тайны книг и учатся понимать язык животных, расшифровывают отпечатки пальцев и шифруют свои сообщения; знакомятся с принципами работы и кодирования наших компьютеров и телефонов, и расшифровывают сообщения с Марса; запирают «сундуки» с тайной информацией и передают открытые ключи; делают кинопроекторы из смартфона и исследуют движение звука. Основные понятия и навыки: распознавание данных / информации, кодирования / шифрования; знакомство с симметричным / асимметричным шифрованием; изучение принципа работы компьютерамозга, знакомство с языком жестов и языками животных; кодирование / раскодирование объектов и передача сигналов азбукой Морзе; шифрование шифром замены, сдвига, с помощью зеркала, книги, решетки Кардано и двойное шифрование; исследование отпечатков пальцев и посланий симпатическими чернилами; исследование строения человеческого уха, движения звуковой волны, свойств ребер жесткости, распределения давления, разложения света, принципа работы кинопроектора, цепной реакции; знакомство с профессиями шифровальщик, аналитик. Тематический план занятий: «Основы программирования» Октябрь Сентябрь М-ц № Занятия Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4 Занятие 5 Занятие 6 Занятие 7 Занятие 8 Роботы – кто это? Кто ты, Микибот?! Что ты можешь, Микибот? «Мой дом» Микибот гуляет по городу Микибот за городом Микибот на рыбалке. Микибот на конкурсе талантов! Микибот учит цифры Микибот хочет есть. «Занимательная математика» Январь Декабрь Ноябрь М-ц № Занятия Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4 Занятие 5 Занятие 6 Занятие 7 Занятие 8 Занятие 9 Занятие 10 Занятие 11 Роботы для каждого! Микибот - на Чемпионате! Занятие для волшебников! Веселые старты. Супер герой Плюс! Супер герой Минус! Скок — перескок! Навстречу друг к другу. Ювелирных дел мастер. Невероятная Теория. Куда пойдет наш Микибот?! «Основы картографии и астрономии» 6 Март Феврал ь М-ц № Занятия Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4 Занятие 5 Занятие 6 Занятие 7 Занятие 8 Что сказала карта? Письмо для инопланетян! Моя чудесная планета! Почему Космос — это круто? Сквозь алмазы к дальним звездам! Космическое тур. агентство! Экзамены для супер астронавтов! Открой свою планету! «Основы криптографии» Май Апрель М-ц № Занятия Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4 Занятие 5 Занятие 6 Занятие 7 Занятие8 Пойми меня. Раскодируй природу Не верь своим глазам Загадка Цезаря Выдели главное! Секрет. Собери животных на Марс. Мой марсианский робот! ИТОГО – 35 занятий 3. Организационный раздел Возраст детей - программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5 - 6 лет. Наполняемость группы – не более 10 детей. Срок реализации программы составляет - 1 год (сентябрь - май) Программа предусматривает 1 занятие в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия: 25 мин. При реализации программы «Путешествия Микибота» педагогу необходимо обратить внимание: ✔ Основное направление программы: познание основ цифрового мира, развитие творчества, креативности и любознательности через призму математического подхода и критического мышления; ✔ Формирование у дошкольников основ технического и научного мышления происходит благодаря реализации практико-ориентированных STEAM- и исследовательских проектов, способствующих пониманию сути технического продукта или физического явления; ✔ Возможное негативное отношение к трудностям обучения у детей преодолевается благодаря смещению фокуса на обучение робота в процессе занятий; ✔ Происходит реализация новой конструкции взаимодействия ребенок-воспитатель, когда дошкольники выступают в роли «лаборантов» и «коллег» воспитателя, обладая возможностью выбора и относительной ответственности за принятые решения; ✔ Привлечение родителей к процессу обучения дошкольников значительно обогащает педагогический процесс.