Положение о психологической службе.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 52»

ПРИНЯТО
Протокол Педагогического совета
МБДОУ «Детский сад № 52»
№ 4 от «30» марта 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
МБДОУ «Детский сад № 52»
А/
О.В. Белозуб
«30» марта 2023 г.

Положение
о психологической службе
МБДОУ «Детский сад № 52»
Е Общие положения
1.1. Настоящее Положение о психологической службе МБДОУ «Детский сад № 52» (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
"Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями), ФГОС дошкольного
образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 г. (с
изменениями). Положением о службе практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 636 от
22.10.1999 г.. Федеральными Законами, Конвенцией ООН о правах ребенка. Федеральной
образовательной программой дошкольного образовании, утверждённой Приказом
Министерства просвещения РФ № 1028 от 25.11.2022 г., приказами и распоряжениями
Департамента общего образования Томской области и Управления образования
Администрации ЗАТО Северск, касающимися организации психологического сопровождения
дошкольников, Уставом МБДОУ «Детский сад № 52» (далее - учреждение).
1.2. Данное Положение определяет основные цели, задачи и функции, направления и виды
деятельности психологической службы, права, обязанности и ответственность педагогов,
входящих в психологическую службу, а также документацию психологической службы
учреждения.
1.3. Психологическая служба - один из компонентов целостной образовательной системы
учреждения, осуществляющая свою деятельность в тесном контакте с администрацией,
педагогами коллектива и родителями (законными представителями) воспитанников.
1.4. Под психологической службой понимается деятельность педагогов-психологов
учреждения с участием других специалистов.
1.5. Деятельность педагогической службы учреждения ориентирована как на воспитанников,
так и на административных, педагогических работников и родителей (законных
представителей) детей, их психологическую поддержку и обеспечение их психического
здоровья, на психологическое сопровождение образовательной деятельности, на создание
условий для личностного, интеллектуального и социального развития подрастающего
поколения.
1.6. Психологическая служба осуществляет свою деятельность, руководствуясь Концепцией
развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период
до 2025 года (утв. Приказом Минобразования России 19 декабря 2017 г.); Положением о
службе практической психологии в системе Министерства образования Российской
Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 22.10.1999г. № 636; письмом
Минобразования России № 29/1886-6 от 24.12.2001 г «Об использовании рабочего
времени педагога-психолога образовательного учреждения», настоящим Положением, а

также запросом родителей (законных представителей), администрации, педагогических
работников дошкольного образовательного учреждения.
1.7. В решении всех проблемных вопросов психологическая служба учреждения
руководствуется интересами воспитанника для его всестороннего и гармоничного развития,
реализуя принцип “Не навреди!"
2. Цели и задачи психологической службы
2.1. Цель психологической службы ДОУ - обебпечение полноценного психического и
личностного развития воспитанников в соответствии с их индивидуальными возможностями
и особенностями.
2.2. Основные задачи психологической службы:
• максимально содействовать полноценному психическому и личностному развитию
каждого ребенка, следовательно, повышению качества образовательной деятельности
в учреждении;
• создавать эмоциональный, психологический комфорт в учреждении;
• изучать особенности развития детей в единстве эмоциональной, волевой и
интеллектуальной сфер;
• составлять заключений и рекомендаций по обучению и воспитанию детей;
• содействовать развитию дошкольного образовательного учреждения в целом,
повышению психологической компетентности работников учреждения, родителей
(законных представителей) воспитанников в закономерностях развития ребенка;
• принимать иные меры, необходимые для психолого-педагогического и
медико-социального сопровождения воспитанников.
3. Функции психологической службы
3.1. Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и
эмоционального благополучия всех воспитанников учреждения.
3.2. Формирование инклюзивной образовательной среды, обеспечивающее включение детей
с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) (см. п.4).
3.3. Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
3.4. Оказание помощи воспитанникам различных целевых групп (см. п. 4).
3.5. Выявление одарённых воспитанников ДОУ и содействие их творческому развитию.
3.6. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в
моменты инновационных изменений работы дошкольного образовательного учреждения.
3.7. Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами (воспитателями) и
родителями (законными представителями) воспитанников по развитию у детей личностных
новообразований дошкольного возраста.
3.8. Обучение сотрудников дошкольного образовательного учреждения и родителей
(законных представителей) воспитанников полноценному развивающему общению с детьми.
4. Целевые группы для психолого-педагогического сопровождения
Определяются следующие категории целевых групп воспитанников для оказания им адресной
психологической помощи и включения их в программу психолого-педагогического
сопровождения:
• нормотипичные дети с нормативным кризисом'развития;
• обучающиеся с ООП: дети с ОВЗ и (или) инвалидность; дети, испытывающие
трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
одаренные дети; часто болеющие дети;
• дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные
таковыми в нормативно установленном порядке;

•

воспитанники «группы риска», проявляющие комплекс выраженных факторов риска
негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне
низкая (завышенная) самооценка).

5. Основные направления, виды деятельности психологической службы
К основным направлением деятельности психологической службы ДОУ относятся:
5.1. Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явления дезадаптации
воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам
дошкольного образовательного учреждения, родителям (законным представителям) по
оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
5.2. Психологическое просвещение - формирование у всех участников педагогических
отношений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах
собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития
воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременном предупреждении
возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
5.3. Психологическая диагностика - определение индивидуальных особенностей,
потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, своевременное выявления
детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, определение уровня
актуального и зоны ближайшего развития детей, причин нарушений в обучении, развитии и
социальной адаптации, изучение направленности детской одаренности, осуществление
мониторинга развития воспитанников. Психодиагностика проводится педагогом-психологом
как индивидуально, так и с группами воспитанников дошкольного образовательного
учреждения.
5.4. Взаимодействие специалистов учреждения в рамках психолого-педагогического
консилиума (далее - ППк) для оказания углубленной специализированной помощи
участникам образовательных отношений.
5.5. Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности и
сохранение
ее
индивидуальности
путем
реализации
комплекса
мер
по
психолого-педагогическому сопровождению, осуществляемое на основании рекомендаций
ППк
и совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда и других
специалистов учреждения (разработка и реализация рекомендаций, индивидуальных
программ или индивидуальных образовательных маршрутов, мониторинг их эффективности и
своевременная корректировка).
5.6. Консультативная деятельность - оказание помощи родителям (законным
представителям) воспитанников, педагогическим работникам, администрации и другим
специалистам и работникам учреждения по их запросу, в области развития, воспитания и
обучения детей.
5.7. Психологическая поддержка деятельности учреждения:
• при внедрении инноваций, разработке образовательных программ, подготовке
учреждения к поверкам различного уровня;
• анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников, для изучения
запросов на образовательную деятельность;
• изучение личности и профессионального потенциала работников учреждения, в т.ч.
коммуникативной компетентности;
• при необходимости кадровой перестановки учреждении (психологическая
совместимость работников);
• разрешение конфликтов в учреждении:
• оказание помощи в построении системы управления коллективом учреждения.
6. Ответственность сотрудников психологической службы
6.1. Сотрудники психологической службы ДОУ несут персональную ответственность:
• за достоверность результатов психологического диагностирования;

•
•
•
•
•
•

за адекватность применяемых диагностических и коррекционных методов;
за обоснованность выдаваемых рекомендаций;
за соблюдение настоящего Положения;
за грамотное ведение документации;
за сохранность документов психологической службы;
за обеспечение конфиденциальности информации, защиты персональных данных.
6.2. Сотрудники психологической службы ДОУ несут ответственность за сохранность
материально-технических средств, вверенных для работы психологической службы
учреждения.
7. Обязанности и права работников психологической службы
7.1. Работники психологической службы учреждения обязаны:
7.1.1. В своей деятельности руководствоваться настоящим Положением, Кодексом психолога.
Уставом учреждения.
7.1.2. Участвовать в работе методических объединений, психологических конференций и
семинаров, проводимых вышестоящими организациями.
7.1.3. Постоянно повышать свой профессиональный уровень.
7.1.4. Отчитываться о результатах и ходе проводимой работы перед администрацией
учреждения и руководством психологической службы Управления образования.
7.1.5. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей
профессиональной компетенции.
7.1.6. В решении всех вопросов исходить из интересов воспитанника учреждения.
7.1.7. Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и
родителями (законными представителями) воспитанников учреждения.
7.1.8. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и
консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для
осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.
7.1.9. Информировать участников педагогических советов, ППк, администрацию учреждения
о задачах, содержании и результатах проводимой работы.
7.2. Сотрудники психологической службы учреждения имеют право:
7.2.1. Принимать участие в педагогических советах, ППк, заседаниях и т.д.
7.2.2. Посещать занятия, мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и
деятельностью воспитанников учреждения.
7.2.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.
7.2.4. Выступать с обобщением опыта своей работы.
7.2.5. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний, путем лекций, бесед,
выступлений, тренингов и др.
7.2.6. Участвовать в курировании социально-психологической практики студентов
колледжей, ВУЗов и т.д.
7.2.7. Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии
с собственными профессиональными потребностями.
8. Документация психологической службы
8.1. Документация психологической службы включает:
• Положение о психологической службе учреждения;
• годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом учреждения;
• методический
инструментарий
для
реализации
диагностических,
коррекционно-развивающих и просветительских задач;
• листы коррекционной работы;
• журнал регистрации индивидуальных консультаций;
• журнал учета видов работы (регистрационный);

•
•
•
•
•

планы диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий
с
воспитанниками;
аналитико-статистический годовой отчет;
результаты психодиагностики (акты, карты, психологические портреты, протоколы
обследования, заключения, сводные таблицы);
методические рекомендации для воспитателей детского сада;
рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников дошкольного
образовательного учреждения.

9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом учреждения,
принимается на педагогическом совете и утверждается заведующим учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1 настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов)
в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».