МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 52» ПРИНЯТО Протокол Педагогического совета МБДОУ «Детский сад № 52» № 4 от «30» марта 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ «Детский сад № 52» А/ О.В. Белозуб «30» марта 2023 г. Положение о психологической службе МБДОУ «Детский сад № 52» Е Общие положения 1.1. Настоящее Положение о психологической службе МБДОУ «Детский сад № 52» (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями), ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 г. (с изменениями). Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 636 от 22.10.1999 г.. Федеральными Законами, Конвенцией ООН о правах ребенка. Федеральной образовательной программой дошкольного образовании, утверждённой Приказом Министерства просвещения РФ № 1028 от 25.11.2022 г., приказами и распоряжениями Департамента общего образования Томской области и Управления образования Администрации ЗАТО Северск, касающимися организации психологического сопровождения дошкольников, Уставом МБДОУ «Детский сад № 52» (далее - учреждение). 1.2. Данное Положение определяет основные цели, задачи и функции, направления и виды деятельности психологической службы, права, обязанности и ответственность педагогов, входящих в психологическую службу, а также документацию психологической службы учреждения. 1.3. Психологическая служба - один из компонентов целостной образовательной системы учреждения, осуществляющая свою деятельность в тесном контакте с администрацией, педагогами коллектива и родителями (законными представителями) воспитанников. 1.4. Под психологической службой понимается деятельность педагогов-психологов учреждения с участием других специалистов. 1.5. Деятельность педагогической службы учреждения ориентирована как на воспитанников, так и на административных, педагогических работников и родителей (законных представителей) детей, их психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья, на психологическое сопровождение образовательной деятельности, на создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития подрастающего поколения. 1.6. Психологическая служба осуществляет свою деятельность, руководствуясь Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Приказом Минобразования России 19 декабря 2017 г.); Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 22.10.1999г. № 636; письмом Минобразования России № 29/1886-6 от 24.12.2001 г «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения», настоящим Положением, а также запросом родителей (законных представителей), администрации, педагогических работников дошкольного образовательного учреждения. 1.7. В решении всех проблемных вопросов психологическая служба учреждения руководствуется интересами воспитанника для его всестороннего и гармоничного развития, реализуя принцип “Не навреди!" 2. Цели и задачи психологической службы 2.1. Цель психологической службы ДОУ - обебпечение полноценного психического и личностного развития воспитанников в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями. 2.2. Основные задачи психологической службы: • максимально содействовать полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, следовательно, повышению качества образовательной деятельности в учреждении; • создавать эмоциональный, психологический комфорт в учреждении; • изучать особенности развития детей в единстве эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер; • составлять заключений и рекомендаций по обучению и воспитанию детей; • содействовать развитию дошкольного образовательного учреждения в целом, повышению психологической компетентности работников учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников в закономерностях развития ребенка; • принимать иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников. 3. Функции психологической службы 3.1. Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия всех воспитанников учреждения. 3.2. Формирование инклюзивной образовательной среды, обеспечивающее включение детей с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) (см. п.4). 3.3. Подготовка детей к новой социальной ситуации развития. 3.4. Оказание помощи воспитанникам различных целевых групп (см. п. 4). 3.5. Выявление одарённых воспитанников ДОУ и содействие их творческому развитию. 3.6. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы дошкольного образовательного учреждения. 3.7. Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами (воспитателями) и родителями (законными представителями) воспитанников по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста. 3.8. Обучение сотрудников дошкольного образовательного учреждения и родителей (законных представителей) воспитанников полноценному развивающему общению с детьми. 4. Целевые группы для психолого-педагогического сопровождения Определяются следующие категории целевых групп воспитанников для оказания им адресной психологической помощи и включения их в программу психолого-педагогического сопровождения: • нормотипичные дети с нормативным кризисом'развития; • обучающиеся с ООП: дети с ОВЗ и (или) инвалидность; дети, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации; одаренные дети; часто болеющие дети; • дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке; • воспитанники «группы риска», проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка). 5. Основные направления, виды деятельности психологической службы К основным направлением деятельности психологической службы ДОУ относятся: 5.1. Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явления дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей. 5.2. Психологическое просвещение - формирование у всех участников педагогических отношений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. 5.3. Психологическая диагностика - определение индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, своевременное выявления детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, определение уровня актуального и зоны ближайшего развития детей, причин нарушений в обучении, развитии и социальной адаптации, изучение направленности детской одаренности, осуществление мониторинга развития воспитанников. Психодиагностика проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с группами воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 5.4. Взаимодействие специалистов учреждения в рамках психолого-педагогического консилиума (далее - ППк) для оказания углубленной специализированной помощи участникам образовательных отношений. 5.5. Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности путем реализации комплекса мер по психолого-педагогическому сопровождению, осуществляемое на основании рекомендаций ППк и совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов учреждения (разработка и реализация рекомендаций, индивидуальных программ или индивидуальных образовательных маршрутов, мониторинг их эффективности и своевременная корректировка). 5.6. Консультативная деятельность - оказание помощи родителям (законным представителям) воспитанников, педагогическим работникам, администрации и другим специалистам и работникам учреждения по их запросу, в области развития, воспитания и обучения детей. 5.7. Психологическая поддержка деятельности учреждения: • при внедрении инноваций, разработке образовательных программ, подготовке учреждения к поверкам различного уровня; • анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников, для изучения запросов на образовательную деятельность; • изучение личности и профессионального потенциала работников учреждения, в т.ч. коммуникативной компетентности; • при необходимости кадровой перестановки учреждении (психологическая совместимость работников); • разрешение конфликтов в учреждении: • оказание помощи в построении системы управления коллективом учреждения. 6. Ответственность сотрудников психологической службы 6.1. Сотрудники психологической службы ДОУ несут персональную ответственность: • за достоверность результатов психологического диагностирования; • • • • • • за адекватность применяемых диагностических и коррекционных методов; за обоснованность выдаваемых рекомендаций; за соблюдение настоящего Положения; за грамотное ведение документации; за сохранность документов психологической службы; за обеспечение конфиденциальности информации, защиты персональных данных. 6.2. Сотрудники психологической службы ДОУ несут ответственность за сохранность материально-технических средств, вверенных для работы психологической службы учреждения. 7. Обязанности и права работников психологической службы 7.1. Работники психологической службы учреждения обязаны: 7.1.1. В своей деятельности руководствоваться настоящим Положением, Кодексом психолога. Уставом учреждения. 7.1.2. Участвовать в работе методических объединений, психологических конференций и семинаров, проводимых вышестоящими организациями. 7.1.3. Постоянно повышать свой профессиональный уровень. 7.1.4. Отчитываться о результатах и ходе проводимой работы перед администрацией учреждения и руководством психологической службы Управления образования. 7.1.5. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции. 7.1.6. В решении всех вопросов исходить из интересов воспитанника учреждения. 7.1.7. Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) воспитанников учреждения. 7.1.8. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы. 7.1.9. Информировать участников педагогических советов, ППк, администрацию учреждения о задачах, содержании и результатах проводимой работы. 7.2. Сотрудники психологической службы учреждения имеют право: 7.2.1. Принимать участие в педагогических советах, ППк, заседаниях и т.д. 7.2.2. Посещать занятия, мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью воспитанников учреждения. 7.2.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией. 7.2.4. Выступать с обобщением опыта своей работы. 7.2.5. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний, путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др. 7.2.6. Участвовать в курировании социально-психологической практики студентов колледжей, ВУЗов и т.д. 7.2.7. Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями. 8. Документация психологической службы 8.1. Документация психологической службы включает: • Положение о психологической службе учреждения; • годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом учреждения; • методический инструментарий для реализации диагностических, коррекционно-развивающих и просветительских задач; • листы коррекционной работы; • журнал регистрации индивидуальных консультаций; • журнал учета видов работы (регистрационный); • • • • • планы диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий с воспитанниками; аналитико-статистический годовой отчет; результаты психодиагностики (акты, карты, психологические портреты, протоколы обследования, заключения, сводные таблицы); методические рекомендации для воспитателей детского сада; рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом учреждения, принимается на педагогическом совете и утверждается заведующим учреждением. 9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1 настоящего Положения. 9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.