Отчет о результатах самообследования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 52» за 2022 год Северск - 2023 Аналитическая часть I. Общие сведения об образовательной организации Наименование Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное образовательной учреждение «Детский сад № 52» организации (МБДОУ «Детский сад № 52») Руководитель Оксана Викторовна Белозуб Адрес организации 636019, Россия, Томская область, ЗАТО Северск, пр. Коммунистический, 102. Телефон, факс 8(3823) 56-28-23, 8(3823) 56-28-22, 8(3823) 56-21-14 Адрес электронной ds52@seversk.gov70.ru почты Учредитель Управление образования Администрации ЗАТО Северск Дата создания 22.06.1972 Лицензия серия 70Л01 № 0000440, рег. № 1434, от 21.10.2014 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52» (далее – Учреждение) расположено в жилом районе города, вдали от производственных предприятий и торговых мест. Здание построено по типовому проекту. Проектная наполняемость – 266 мест. Общая площадь здания 2 432 кв. м, из них площадь помещений, используемых непосредственно для нужд образовательного процесса, 1831 кв. м. Цель деятельности Учреждения – осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования. Миссия Учреждения - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства и подготовка его к жизни в современном обществе. Предметом деятельности Учреждения является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Режим работы Учреждения: пятидневная рабочая неделя, с понедельника по пятницу. Длительность пребывания детей в группах – 12 часов. Режим работы групп – с 7:00 до 19:00. Учреждение посещают воспитанники в возрасте от 1 года до 7 (8) лет. Среднегодовая численность 207 детей. В 2021-22 учебном году сформировано 11 групп общеразвивающей направленности, из них 3 группы для детей в возрасте с 1 года до 3 лет, 8 групп дошкольного возраста с 3 до 7 лет. С 1 сентября 2022 г.: 1 группа с 1 года до 2 лет –14 детей; 2 группы с 2 до 3 лет – по 13/15 детей; 1 вторая младшая группа – 23 ребенка; 1 разновозрастная группа с 3 до 5 лет компенсирующей направленности – 10 детей; 2 средних группы – по 17 / 19 детей; 2 старших группы – по 19 детей; 2 подготовительные к школе группы – по 18 / 22 ребенка. На 31 декабря 2022 г. учреждение посещает 1 ребенок-инвалид (без статуса ограниченных возможностей здоровья – далее ОВЗ), 1 ребенок под опекой, 39 детей с ОВЗ. II. Оценка системы управления организации Управление Учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом Учреждения. Управление Учреждением строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Коллегиальными органами управления являются: педагогический совет, общее собрание работников, родительский комитет. Единоличным исполнительным органом является руководитель – заведующий. Органы управления, действующие в Учреждении Наименование органа Заведующий Функции Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений, утверждает штатное расписание, отчетные документы, осуществляет общее руководство Учреждением Педагогический совет определяет направления образовательной деятельности Учреждения; - отбирает и утверждает образовательные программы для использования; обсуждает вопросы содержания, формы и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности Учреждения; рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров; - организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта; рассматривает вопросы организации дополнительных образовательных услуг; - заслушивает отчеты руководителя о создании условий для реализации образовательных программ. Общее собрание работников Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: - вносит предложения работодателю по улучшению финансовохозяйственной деятельности Бюджетного учреждения; - рассматривает проект и утверждает Коллективный договор; - избирает работников в комиссию по трудовым спорам Бюджетного учреждения. Родительский комитет Учет мнения родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам управления учреждения при принятии учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы. В 2022 г. на Педагогическом совете были приняты новые локальные нормативные акты: - Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Содержание нормативных документов полностью соответствуют ФГОС ДО и другим нормативно-правовым требованиям в сфере дошкольного образования РФ. Нормативные документы разработаны с учетом потребностей воспитанников и позволяют учесть интересы и инициативу всех участников образовательных отношений. В учреждение предусмотрено ознакомление и обучение работников применению локальных нормативных актов. Основные локальные нормативные акты размещены в свободном доступе на информационных стендах учреждения, в кабинете заведующего, методическом кабинете и на интернет-сайте учреждения https://seversk52.tvoysadik.ru/sveden/document https://seversk52.tvoysadik.ru/sveden/education . Администрация учреждения в рамках оперативного контроля следит за безопасностью среды учреждения для детей, работников и посетителей, соблюдением правил, инструкций, исполнением планов работы. Регулярно проводится анализ эффективности деятельности (учреждения в целом и отдельных работников), составляются отчеты, аналитические справки, на основании которых происходит дальнейшее планирование работы. Структура и система управления соответствуют специфике деятельности Учреждения. По итогам 2022 года система управления Учреждением оценивается как эффективная, позволяющая учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений. В следующем году изменение системы управления не планируется. III. Оценка образовательной деятельности Наши достижения за 2022 г. С 1 марта 2021 года по 31.12.2022 г. МБДОУ «Детский сад № 52» по результатам конкурса было участником Инновационной площадки ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования" по теме «Профилактика агрессивного поведения в образовательной среде». В рамках работы по данному направлению педагоги учреждения изучали техники и технологии восстановительного подхода. 22 марта 2022 г. в нашем детском саду состоялся семинар для заместителей заведующих по воспитательно-методической работе и старших воспитателей дошкольных учреждений по теме «Защитные механизмы личности. Копинг поведения». Педагоги учреждения показали практическую значимость представленного материала: как срабатывают защитные механизмы у педагогов и родителей в стрессовых и конфликтных ситуациях. 20 апреля 2022 года педагог-психолог Машурик Юлия Викторовна и заместитель заведующего по воспитательно-методической работе Косенко Марина Геннадьевна представили опыт работы учреждения на VII Межрегиональном семинаре "Технологии профилактической и коррекционной работы с детьми, находящимися в конфликте". С 1 октября 2021 г. наше дошкольное учреждение принимает участие в инновационном проекте «Quality School (QS)» Федеральной инновационной площадки Минпросвещения России на базе ТОИПКРО (ФИП ТОИПКРО). В течение учебного года в очном и дистанционном формате на встречах участников инновационного проекта "Qualiti School" педагог-психолог Юлия Викторовна Машурик и старший воспитатель Елена Владимировна Донцова представляли опыт работы по развитию коммуникативного, познавательного, регулятивного и эмоционально-волевого компонентов детей дошкольного и младшего школьного возраста. На Всероссийском форуме "Современное детство: условия, качество, цифра", проходившем 27-28 апреля 2022 г. заместитель заведующего по воспитательно-методической работе Косенко Марина Геннадьевна представила результат работы творческой группы МБДОУ «Детский сад № 52» и МБОУ «СОШ № 87» в течение года "Модель преемственности в работе детского сада и МБОУ "СОШ № 87" на мастерской "Преемственность ДОО и НОО". МБДОУ «Детский сад № 52» реализует муниципальную программу "Развитие пространственного мышления дошкольников как основы формирования естественно-научных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего ЗАТО Северск". На Всероссийском форуме "Современное детство: условия, качество, цифра", проходившем 27-28 апреля 2022 г. музыкальные руководители Балашова Юлия Александровна и Виноградова Олеся Викторовна провели мастер-класс по теме "Развитие пространственного мышления дошкольников через нейровосприятие музыки", а инструктор по физической культуре Гурова Татьяна Анатольевна представила мастер-класс в видеоформате "Нейроскакалка - современный оздоровительный тренажер для дошкольников". В рамках Августовской конференции работников образования ЗАТО Северск 25 августа 2022 г. была организована интерактивная площадка «Обновление содержания и технологий дошкольного образования в условиях реализации региональных проектов» для предоставления опыта работы педагогов в рамках регионального проекта "Развитие пространственного мышления дошкольников как основы формирования естественно-научных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего", на которой педагоги Балашова Ю.А., Машурик Ю.В., Каракулова Н.В. провели мастер-класс игровых приемов и упражнений "PROНейро", Гурова Т.А. представила "Rope Skipping"; Донцовой Е.В. представлен опыт работы "Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления с помощью элементов "Вязаной графики". В феврале 2022 г. МБДОУ «Детский сад № 52» стал Победителем Всероссийской выставки-смотра «Детский сад: мир любви, заботы и внимания». Авторская парциальная программа социально-коммуникативного развития дошкольников «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша» (разработчики Белозуб О.В., Донцова Е.В., Кирсанова Л.В., Косенко М.Г.) награждена Золотой медалью Всероссийского конкурса «Территория ФГОС» в номинации «Мир познания» за профессионализм в анализе теоретического и подборе практического материала для решения поставленных задач. Авторская парциальная программа по формированию основ здорового образа жизни «Будь здоров!» (разработчики Гурова Т.А., Косенко М.Г., Прилуцкая Н.А.) отмечена дипломом победителя (I степени) V Всероссийского педагогического конкурса «Моя лучшая методическая разработка». Реализация Основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 52» Образовательная деятельность организована в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, действующими СанПиН. В течение 2021-22 учебного года весь педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 52» работал над методической темой «Повышение качества образования в ДОУ посредством развития инженерного мышления дошкольников и создания бесконфликтной образовательной среды». Работа проводилась в соответствии с годовым планом. Основные мероприятия годового плана были реализованы. Образовательная деятельность ведется на основании утвержденной Основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 52», разработанной с учетом Комплексной программы дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон. Основу программы составляет технология «Ситуация», которая позволяет развивать у дошкольников самостоятельность мышления и действий, инициативу и активность в познании окружающего мира. У всех педагогов учреждения разработаны и реализуются Рабочие программы. Планирование образовательного процесса каждой возрастной группы осуществляется в соответствии с утвержденными Перспективными планами организации образовательной деятельности детей, циклограммами организации разных видов детской деятельности в течение недели. При этом педагоги обеспечивают достаточную гибкость при организации деятельности с учетом текущих потребностей, возможностей, интересов и инициативы воспитанников. Осуществляется системная поддержка инициативы детей при реализации различных форм деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) во всех образовательных областях через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, материалов; принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Педагоги поддерживают индивидуальную работу детей, в малых группах, помогают реализовывать индивидуальные и командные замыслы в центрах активности. В 2021-22 учебном году и в летний оздоровительный период в группах дошкольного возраста были реализованы тематические проекты «Новогодние игрушки», «Наследники Победы», «День государственного флага РФ», «Птицы», «Свойства песка», «Мой город», «Спорт в семье», «Путешествие в страну добрых дел», «Королевство Витаминов», «Мы волшебники», «Волшебный мир театра»… При организации образовательной деятельности педагоги используют в работе интерактивные презентации, которые повышают мотивацию, познавательную активность и познавательные способности дошкольников. В январе-феврале 2022 года в учреждении был проведен конкурс сценариев «Круга Сообщества» с целью создания условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании современных образовательных технологий. Работы, победившие в конкурсе учреждения, были представлены на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства для педагогов-психологов и воспитателей ДОО «Восстановительный подход в ДОО – ЭКОЛОГИЯ общения» и заняли призовые места. По результатам методического контроля (за качеством организации образовательного процесса, созданием социальной ситуации развития, типом взаимодействия взрослых с детьми, комфортностью обстановки) с каждым педагогом индивидуально проводились консультации и собеседования. Методическая служба учреждения оказывает педагогам консультативную и методическую помощь по разным вопросам. На сайте учреждения в течение года постоянно пополнялся раздел «Дистанционное обучение» (https://seversk52.tvoysadik.ru/?section_id=56) для родителей (законных представителей) воспитанников, не имеющих возможностей для посещения организации. Материал структурирован по возрасту и направлениям развития. Итоги образовательной деятельности Образовательная деятельность с детьми строится с учётом возрастных, индивидуальных особенностей и способностей детей. Непосредственно образовательную деятельность педагоги организуют при помощи разных видов деятельности детей: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, конструктивной, восприятия художественной литературы. Выявление способностей и динамики развития воспитанников осуществляется во всех формах образовательного процесса методом наблюдения за деятельностью детей и анализа продуктов детской деятельности. Были проведены Клубные часы с детьми «Новогодние традиции» и «Наследники Победы». Из-за ограничительных мероприятий при угрозе распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и высокой заболеваемости детей учреждения был отменен Клубный час «Нам некогда скучать». В ноябре 2021г. для детей старшего дошкольного возраста были организованы мини-музеи «АБВГДейка», «История жилища», «Мир транспорта», «От костра до лампочки». В 2022 году в Учреждение поступили дети, не посещавшие ранее дошкольные учреждения: с 1 года до 2 лет в группу № 4 - 13 детей, с 2 до 3 лет в группу № 2 – 12 детей. Усилиями педагогов в Учреждении стабильно высокие показатели социализации детей раннего возраста и их адаптации к условиям Учреждения. Адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ (диаграмма) Адаптация детей раннего возраста (в %) 100 93 84 80 65 60 36 40 20 12 7 4 0 0 0 2020 2021 легкая средняя 2022 тяжелая Педагогический мониторинг индивидуального развития и освоения Основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 52» осуществляется с целью определения динамики развития детей и используется при решении следующих задач: • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); • оптимизации работы с группой детей. Динамика развития воспитанников до 3 лет отслеживается по эпикризным срокам в соответствии с диагностикой нервно-психического развития и отражается в индивидуальных картах развития. Результаты педагогического мониторинга развития детей с 3-х лет отражаются в «Журнале наблюдения и оценки развития ребенка». Сводные результаты оценки развития воспитанников (в %) до 3 лет с 3 до 7 лет Выше возрастной нормы 45 27 Нормативное развитие 37 66 Ниже возрастной нормы 19 7 93 % детей успешно освоили образовательную программу дошкольного образования в своей возрастной группе. Развитие 15 воспитанников учреждения ниже возрастной нормы обусловлено разными причинами: особенности развития высших психических функций, низкая посещаемость учреждения, педагогическая запущенность. Коррекционную работу с детьми, имеющими трудности в освоении Основной общеобразовательной программы, проводят воспитатели группы при индивидуальной работе в разных режимных моментах, в игровой деятельности и при непосредственном общении, а так же специалисты учреждения. В течение года воспитанники Учреждения успешно участвовали в конкурсах и мероприятиях различного уровня, показывая стабильно высокие результаты. Результаты деятельности психолого-педагогического консилиума в 2021-2022 учебном году Учреждение посещал 1 ребенок-инвалид (без ограниченных возможностей здоровья – далее ОВЗ). На 31.12.2022 г. на сопровождении специалистов находилось 39 детей с ОВЗ (на 31.05.2022 г. – 33 ребенка, из них 7 выпускники; 3 выпускника направлены на ТПМПК для определения программы обучения в 1 классе). Для всех детей с ОВЗ разработаны Адаптированные (индивидуальные) образовательные программы, предусматривающие оказание необходимой коррекционной помощи специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем- дефектологом. Все дети с ОВЗ посещали общеобразовательные группы и показывают положительную динамику развития и освоения Адаптированных (индивидуальных) образовательных программ. В связи с большим количеством детей с тяжелыми нарушениями речевого развития в учреждении открыта разновозрастная группа компенсирующей направленности с 3 до 5 лет. За учебный год была проведено 24 заседания ППк. На сопровождении у специалистов находились 33 ребенка с ОВЗ и 27 с особенностями развития когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы. За 2022 год выдано направлений на ТПМПК – 36 детям (3 – выпускникам), из них только 1 ребенок не получил статуса ОВЗ (но есть рекомендации для занятий специалистам учителю-логопеду и педагогу-психологу). Дополнительно к детям с ОВЗ было составлено 48 коллегиальных заключений для сопровождения воспитанников специалистами ДОУ. Результаты анализа педагогической деятельности и достижений воспитанников показывают положительную динамику развития на конец учебного года, преобладание детей с уровнями развития соответствующими возрастным нормативам и выше, что говорит об эффективности применяемых методов и технологий в образовательном процессе, стабильно высоком качестве образовательного процесса. Взаимодействие с родителями В 2022 году проводился анализ состава семей воспитанников. Количество семей - 164, из них полные - 144 (88 %), многодетные - 17 (11%); под опекой бабушки – 1 ребенок. Взаимодействие с родителями строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка и семьи, с использованием разнообразных форм и методов. За 2022 год для повышения психолого-педагогической компетентности родителей проводились различные мероприятия: - «Школа ответственного родительства» (2 раза за 2021-22 учебный год); - родительские собрания на группах, в том числе с использованием современной образовательной технологии «Круг сообщества»; - индивидуальные консультации специалистов по проблемам развития ребенка. Родители принимали участие в реализации проектов на группах, организации мини-музеев. В 2022 году проводились опросы родителей об изменениях развивающей предметно-пространственной среды учреждения и о развитии гибких навыков у дошкольников. Результаты опросов были представлены на педагогических советах учреждения и будут использованы для планирования дальнейшей работы. Формы работы с родителями (законными представителями) воспитанников № п/п 1 2 3 4 5 6 Форма работы Цель Сайт учреждения Информационные стенды Знакомство со всеми нормативными документами от федерального уровня до уровня учреждения, с ресурсным обеспечением; раздел «Дистанционное образование» на сайте учреждения позволяет родителям самостоятельно организовать дома образовательную деятельность с ребенком. Консультирование по вопросам воспитания, развития, оздоровления детей дошкольного возраста, информирование о событиях, происходящих в детском саду, и людях, работающих с детьми. Родительские собрания, педагогические консультации, беседы, общение в он-лайн формате. Мероприятия: открытые занятия, развлечения, праздники, акции, предоставление возможности увидеть мероприятия он-лайн или в видеозаписи. Выставки и конкурсы детско-родительского творчества Педагогическое просвещение родителей, профилактика, предупреждение и решение проблемных ситуаций, оказание своевременной и адресной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Реализация проектов Развитие познавательной активности детей и родителей, создание благоприятной обстановки в группе для эмоционального сближения всех участников образовательного пространства. Вовлечение родителей в образовательное пространство, обеспечение преемственности методов и приемов воспитания детей в семье и детском саду, установление дружеских взаимоотношений между родителями группы, родителями и педагогами. Объединение семьи, привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской и творческой деятельности; повышение компетентности родителей в вопросах развития детско-родительских отношений, детского воображения и творчества. В течение года проводилось изучение удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг, в котором приняли участие 81 % родителей. Анкетирование родителей показывает высокую степень удовлетворенности предоставляемых услуг, несмотря на небольшое снижение показателей. № п/п 1 2 3 4 Показатели оценки Удовлетворенность качеством организации питания Удовлетворенность качеством организации присмотра и ухода Удовлетворенность материально-техническим обеспечением Удовлетворенность работой педагогов детского сада по развитию детей … ОБЩИЙ ИТОГ качеством 2021 г. (в %) 92,4 97,7 2022 г. (в %) 93,7 97 89,9 97,6 91,3 96,3 95,5 93,8 Родители отмечают недостаточность современного оборудования в группах и на групповых площадках. Совместная работа с образовательными организациями, организациями культуры и спорта. Система взаимодействия с организациями-партнерами функционирует в соответствии с Договорами о сотрудничестве, что позволяет результативно организовывать образовательную деятельность в соответствии с годовым планом. Представители социума МБОУ СОШ № 87 Формы работы Проведение собрания для родителей будущих первоклассников (сентябрь 2022) Неделя «Будущий первоклассник» Совещание по вопросам адаптации и успеваемости выпускников учреждения Театр для детей и юношества, Просмотр спектаклей. Северский музыкальный театр Северский городской Работа по программе «Волшебный туесок», музей посещение выставок. Центральная детская библиотека Библиотечные и просветительские услуги, участие в выставках детских работ Природный парк Организация занятий для детей о жизни животных. Дополнительное образование В 2021-2022 учебном году в Учреждении оказывались дополнительные образовательные услуги по направлениям: 1) художественно-эстетическое: «Послушные бусинки», «Рисовалия», «Колобок»; 2) социально-педагогическое: «STEAM-лаборатория»; 3) физкультурно-спортивное: «АКВА», «Здоровячок-Сибирячок», «Веселый футбол». В дополнительном образовании задействован 71 % (в 2021 г. – 61 %) воспитанников учреждения дошкольного возраста. Количество кружков Количество заключенных договоров Поступило средств, руб. 2019 9 326 1 019 268 2020 9 257 303 820 2021 7 358 850 830 2022 7 195 713 500 Сокращение количества дополнительных услуг связано с низкой востребованностью программ «Хореография» и «Шахматы». Снижение общего количества заключенных договоров связано с общим снижением списочного состава детей в учреждении. IV. Функционирование внутренней системы оценки качества образования В Учреждении принято и утверждено Положение о внутренней системе оценки качества образования (Приказ № 62 д от 17.08.2017 г.). Мониторинг качества образовательной деятельности в 2021 году показал хорошую работу педагогического коллектива по всем показателям. Система внутреннего мониторинга качества предоставляемых услуг соответствует современным требованиям. В течение учебного года в соответствии с планом проходили: оперативный, тематический, предупредительный и фронтальный контроль. Основные направления внутренней системы оценки качества образования: - Качество содержания образования: содержание образования соответствует Образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 52», ФГОС ДО, действующим СанПиН. - Качество организации образовательного процесса: образовательный процесс организуется педагогическими работниками МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 52». Педагоги используют современные и эффективные технологии в работе с детьми. - Качество результатов образовательной деятельности: положительная динамика развития всех воспитанников. - Реализация Годового плана работы и решения годовых задач: план реализован полностью, годовые задачи решены частично. Решение поставленных задач продолжено в 2022-23 учебном году. Для решения годовых задач Учреждения, поставленных перед коллективом в 2021-22 учебном году, «Повышать профессионально-технологическую компетентность педагогов в освоении возможностей дистанционного образования и в области формирования основ инженерного мышления у воспитанников» и «Создать бесконфликтную образовательную среду посредством восстановительной медиации», были спланированы и проведены мероприятия: Педсоветы «Возможности дистанционного образования и формирования основ инженерного мышления у воспитанников» и «Профилактика конфликтов через развитие коммуникативных навыков у дошкольников и взрослых»; Организована работа методического объединения педагогов «Профилактика и разрешение конфликтов между участниками образовательного процесса посредством восстановительной медиации»; Организована работа творческих групп «Развитие пространственного мышления дошкольников», «Освоение возможностей дистанционного образования детей раннего и дошкольного возраста»; Тематический контроль «Развитие технологической компетентности дошкольников в продуктивных видах деятельности» и «Развитие гибких навыков в сюжетно-ролевой игре»; Консультация педагога-психолога для педагогов учреждения «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников»; Конкурс сценариев «Круги сообщества»; Дни открытых дверей для родителей (все группы и специалисты приняли участие); Неделя представления педагогических проектов (представлено 9 проектов). Приняли участие в муниципальном конкурсе для детей «Юный конструктор» (3 место – город, гр. 7); Фестиваль для детей «Буду работать в Северске». Актуальные мероприятия спланированы к проведению в следующем учебном году. - Медико-социальные условия пребывания воспитанников в ДОУ: медицинское обслуживание воспитанников происходит на основании договора с ФГУЗ «КБ №81» ФМБА России медицинскими работниками: медсестрой и врачом; 1 раз в год сотрудники учреждения проходят медицинские осмотры; предписания надзорных органов отсутствуют; расписание непосредственно образовательной деятельности с детьми обеспечивает смену характера деятельности детей и соответствует санитарным нормам (образовательная нагрузка не превышает допустимую действующими СанПиН); реализуется Программа оздоровления детей 3-7 лет «Здоровье». Состояние здоровья и физического развития воспитанников. Показатели Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника Максимальный период пропущенных дней по болезни 2020 2021 2022 16,5 26 26 39 43 38 Количество случаев заболеваемости воспитанников снижается из-за снижения общего количества детей в учреждении. При этом средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника остается чрезмерно высоким. Во всех возрастных группах проводится систематическая работа по формированию культурно-гигиенических навыков и формированию здорового образа жизни. Реализуется парциальная программа «Будь здоров!», выстроенная с учетом потребностей и возможностей воспитанников, интегрированная во все формы образовательного процесса. Необходимо продолжать работу по укреплению здоровья воспитанников. - Качество условий реализации Образовательной программы (психологопедагогические, кадровые, материально-технические, состояние развивающей предметно-пространственной среды, финансовые): соответствуют требованиям ФГОС ДО и другой нормативной документации, позволяют решать образовательные задачи и обеспечивают положительную динамику развития воспитанников. Психолого-педагогические условия Психолого-педагогические условия обеспечивают полноценное развитие личности каждого ребенка во всех образовательных областях на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Педагоги на собственном примере демонстрируют позитивное отношение и взаимодействие: чутко реагируют на невербальные сигналы детей и на обращения, доброжелательно отвечают на их вопросы, проявляют внимание к потребностям воспитанников, поощряют позитивные отношения и взаимодействие детей друг с другом. Негативные взаимодействия между детьми и педагогами, детей друг с другом сведены к минимуму. Управление конфликтами производится путем установления в группе правил. Педагоги используют в образовательной деятельности формы, методы и технологии работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям. Сложные ситуации обсуждают с применением современной технологии «Круг сообщества / поддержки». В образовательном процессе организуется деятельность, для выполнения которой требуется взаимодействие, сотрудничество и командная работа детей и взрослых. Взаимодействие с родителями проходит в режиме доброжелательного содействия и сотрудничества, родителям предоставляется возможность принимать участие в образовательной деятельности. Оценка кадрового обеспечения Учреждение укомплектовано педагогами на 100 процентов согласно штатному расписанию. Всего работают 72 человека, из них 30 педагогов. Соотношение воспитанников, приходящихся на 1 взрослого: Воспитанник / педагоги – 6,3 / 1; Воспитанники / все сотрудники – 2,6 / 1. Курсы повышения квалификации в 2022 году прошли 10 педагогических работников Учреждения, 1 педагог получает высшее образование в ТГПУ. За 2022 год 3 педагогических работника прошли аттестацию; 2 – на высшую квалификационную категорию (один педагог повысил имеющуюся категорию), 1 на первую. Аттестация педагогов 14 12 11 12 9 10 8 9 7 8 6 4 3 4 10 9 5 6 2 0 2018 высшая 2021 первая СЗД 2022 без категории В 2022 г. обновился коллектив педагогов: 4 воспитателя уволились по собственному желанию (по одному с высшей и первой квалификационной категорией) и на их место были приняты 4 малоопытных педагога, 1 воспитатель ушел в декретный отпуск (с высшей квалификационной категорией) и на ее место приняли опытного педагога без категории. Педагогический стаж 6 8 4 3 4 5 до 5 лет от 5 до 10 от 10 до 15 от 15 до 20 от 20 до 25 более 25 Педагоги принимали участие и успешно представляли свой опыт работы и практические результаты деятельности на мероприятиях разного уровня: Балашова Ю.А., Машурик Ю.В. – курсы повышения квалификации «Медиативные технологии в работе с семьей и детьми. Проектирование служб примирения в организациях»; Машурик Ю.В., Косенко М.Г. – работа муниципальной проблемно-творческой группы по внедрению восстановительных практик, Межрегиональный научнопрактический семинар «Технологии профилактической и коррекционной работы с детьми, находящимися в конфликте»; Балашова Ю.А., Виноградова О.В., Гуторова А.В., Донцова Е.В., Машурик Ю.В., Косенко М.Г. – семинар для заместителей заведующих, старших воспитателей «Защитные механизмы личности. Копинг поведения»; Машурик Ю.В., Донцова Е.В., Косенко М.Г. – инновационная площадка ТОИПКРО «Quality School (QS)», Всероссийский форум «Современное детство: условия, качество, цифра»; Балашова Ю.А., Виноградова О.В., Гурова Т.А. – Всероссийский форум «Современное детство: условия, качество, цифра»; Балашова Ю.А., Гурова Т.А., Басова Л.К. – Всероссийская конференция «Мастерские дошкольных работников: культурные практики в образовательной среде» (авторские мастер-классы); Басова Л.К., Гурова Т.А. – ГМО инструкторов по ФК; Машурик Ю.В. – в ТГПУ проведение практикума в рамках проекта «Время взрослеть»; Зиновьева Н.В., Сударчикова Е.Ю. – неделя «Будущий первоклассник». Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень: эффективно участвуют в работе методического объединения, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, смотрят вебинары. Для повышения профессиональной компетентности педагогов, с учетом их образовательного заказа, была оказана методическая поддержка педагогам по вопросам подготовки к аттестации и проведены открытые показы образовательной деятельности с воспитанниками (видеозаписи): конструирование – воспитатель Назарчук М.Ю.; подготовка к ОГ – воспитатели Тимофеева Л.Ю., Волкова Т.Ю.; изодеятельность – воспитатели Сударчикова Е.Ю., Кононова Ю.С.; ознакомление с окружающим миром - воспитатель Бутикова Г.В.; сюжетно-ролевые игры - воспитатели Кирсанова Л.В., Зиновьева Н.В.; коррекционная работа специалистов – учитель-логопед Сталимбовская В.Н., педагог-психолог Машурик Ю.В.. Все это в комплексе позволяет сделать вывод о профессиональном мастерстве педагогов и высоком качестве дошкольного образования в учреждении. Оценка материально-технической базы В Учреждении сформирована материально-техническая база для реализации образовательных программ, жизнеобеспечения и развития детей. В целом материально-техническое состояние Учреждения и территории соответствует действующим СанПиН, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда. Предписания контролирующих органов отсутствуют. В группах имеется оборудование и гигиенические средства, необходимые для осуществления качественного ухода за воспитанниками и реализации образовательных программ. Для всех возрастных групп предусмотрены игровые площадки с теневыми навесами и прогулочными верандами для организации разных видов детской деятельности на свежем воздухе. Обеспечена эксплуатационная безопасность территории, здания, сооружений и оборудования: отсутствуют видимые дефекты, угрожающие здоровью детей, производится ежедневная уборка (внутри здания и территории), имеется водоотвод, необходимое освещение. Территория огорожена и озеленена, игровая и хозяйственная зоны разделены, отсутствуют ядовитые и колючие растения, имеется площадка для сбора мусора. Состояние развивающей предметно-пространственной среды При создании развивающей предметно-пространственной среды педагоги учитывают потребности, интересы и возможности, возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы. Рядом с местами активности детей размещаются наглядные информационные материалы, фокусирующие внимание на культуре поведения и общения, физическом развитии и формировании здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыках, выставки литературы, художественных произведений, плакатов по темам. В учреждении имеются музыкальный и спортивный зал, бассейн, кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога, оборудованные для организации соответствующих видов детской деятельности. Пространства групповых помещений и учреждения в целом, а также территория ДОО, позволяют организовать деятельность по выбору детей, а так же для организации своевременной коррекционно-развивающей помощи специалистов, во всех образовательных областях в различных формах: математические игры, познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная, музыкальная, трудовая, коммуникативная, чтение художественной литературы, рассматривание произведений искусства или их фотографий, двигательная активность. Зонирование пространства предоставляет разнообразные возможности для реализации проектных замыслов детей, в том числе с участием родителей. Детям доступны для свободной игры различные игровые атрибуты (дидактические игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры с песком и пр.). Детям доступны различные материалы, инструменты и оборудование для свободного выбора и реализации собственных инициатив во всех образовательных областях. Пространство игровых площадок достаточно для реализации различных видов игр детей (активного движения, спокойных, уединенных…), оборудовано в соответствии с возрастными характеристиками детей, стимулирует их двигательную активность (лестницы, бумы, выносной материал), имеются песочницы, игровое оборудование (стационарное - домики, средства передвижения, разнообразный выносной материал). Оборудованы площадки общего (межгруппового) пользования: физкультурная, «Школа мяча», автогородок. Зонирование игрового пространства позволяет детям не мешать друг другу в различных играх (активных и спокойных). В 2022 г. были приобретены новые игровые формы – машины на площадки групп № 7, 9, 11. Усилиями педагогов и родителей воспитанников игровое пространство территории выглядит привлекательно, оформлено интересно для детей, создает атмосферу благоприятную для игр. Состояние развивающей предметно-пространственной среды учреждения соответствует всем принципам ФГОС ДО, позволяет в полной мере реализовать Основную общеобразовательную программу МБДОУ «Детский сад № 52» и дополнительные образовательные программы. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения В Учреждении библиотека является составной частью методической службы. Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, кабинетах специалистов, группах детского сада и представлен методической литературой по всем образовательным областям Основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 52», Адаптированной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 52», программам дополнительного образования, детской художественной литературой, периодическими изданиями, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях. Библиотечный фонд постоянно пополняется подписными изданиями «Справочник руководителя дошкольного учреждения», «Дошкольная педагогика», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Справочник педагога-психолога. Детский сад», «Логопед в детском саду», «Музыкальная палитра», «Инструктор по физической культуре», «Добрая Дорога Детства». Оборудование и оснащение методического кабинета достаточно для реализации всех образовательных программ. В методическом кабинете созданы условия для возможности организации совместной деятельности педагогов. Информационное обеспечение Учреждения включает: информационно-телекоммуникационное оборудование: телевизоры во всех группах дошкольного возраста, переносной мультимедиакомплект (экран, проектор) и стационарный в музыкальном зале, интерактивная доска в игровой студии «Развивайка», «Умное зеркало» в кабинете учителя-логопеда, ноутбуки у всех специалистов; программное обеспечение позволяет работать с текстовыми редакторами, фото-, видеоматериалами, графическими редакторами, интернетресурсами и организовать он-лайн взаимодействие всех участников образовательных отношений; по всем учреждению обеспечен доступ к сети интернет для педагогов. В Учреждении методическое и информационное обеспечение достаточное для организации образовательной деятельности и эффективной реализации образовательных программ, доступно педагогам в материальном и электронном виде. Оценка финансовых условий Общий объем финансирования. Поступления (в руб.) 2020 2021 2022 Субсидия на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг 32 452 586 32 537 410 40 548 508 Субсидии учреждению на иные цели 7 218 396 3 674 174 7 105 648 Родительская плата за содержание детей Финансирование реализации Основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 52» Финансирование услуг по присмотру и уходу за воспитанниками Финансирование образования детей с ОВЗ 3 974 579 3 933 066 4 372 318 19 144 600 18 575 600 18 102 450 13 307 986 13 961 810 15 340 410 177 553 233 225 616 088 Примечание Увеличение субсидии в 2022 г. связано с увеличением расходов на: - коммунальные услуги, - заработную плату работникам и налоги на заработную плату, - налоги на имущество, - продукты питания. -Обеспечение бесплатным питанием детей с ОВЗ. -Достижение целевых показателей « Дорожная карта» -Надбавки к окладам -Ремонт бассейна -Малые архитектурные формы на площадки -Новогодние подарки Увеличение стоимости питания Снижение количества воспитанников Увеличение родительской платы Увеличение количества детей с ОВЗ Стоимость 1 дня посещения ребенком МБДОУ составляла 138 рублей. Льготы по оплате за детский сад имеют 40 семей: дети с ОВЗ – 50 % оплаты за присмотр и уход); 1 семья с ребенком-инвалидом и 1 семья с ребенком под опекой – 100 %. Оплата родителей за содержание детей в МБДОУ осуществляется своевременно. Расходы учреждения (в руб.) 2020 2021 стоимости 200 947 176 270 Увеличение основных средств Текущий ремонт Коммунальные услуги Работы, услуги по содержанию имущества Хозтовары Спортивный инвентарь Игрушки, дидактические материалы Детские костюмы Детская, методическая литература, подписка 2022 277 589 360 982 1 745 432 815 526 100 296 2 232 647 739 272 546 750 2 197 160 805 571 75 997 90 713 81 739 106 967 62 805 165 892 26 690 11 372 87 893 13 660 28 273 23 945 34 693 Из данных представленных в таблице, можно увидеть по каким направлениям за исследуемый период осуществлялось расходование бюджетных средств. Среди всех видов услуг наибольший объем средств направляется на оплату коммунальных услуг и на содержание имущества. Незначительное снижение затрат на коммунальные услуги связано с экономией энергоресурсов. Увеличение расходов на хозяйственные нужды связано с выполнением противоэпидемических мероприятий (приобретение дезинфицирующих средств, одноразовых масок, перчаток) и увеличение рыночной стоимости на товары. По итогам выполнения муниципального задания было снижено финансирование на приобретение игрушек, литературы и спортивного инвентаря. В 2022 году в Учреждении проведен ремонт по отделке стен в помещении бассейна, душевых, раздевалки, покрытия обходных дорожек в соответствии с Предписанием Межрегионального управления № 81 ФМБА России № 32 от 17.03.2020 г. Для приобретения малых архитектурных форм на сумму 250 тыс.руб. средства поступили из резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Администрации Томской области. В целом материально-техническое состояние Учреждения и территории соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда. Сформирована материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей реализации образовательных программ, Средняя заработная плата по учреждению: Категория персонала 2020 2021 2022 Педагогический 37 013 40 052 42 103 Младшие воспитатели 17 320 16 262 21 247 Обслуживающий персонал 18 888 21 570 26 172 Средняя по МБДОУ 27 305 30 040 34 059 По сравнению с предыдущим 2021 годом наблюдается увеличение средней заработной платы работников по учреждению на 4019 руб. За счет увеличения размера должностного оклада в июне 2022 г. по педагогическому персоналу увеличение составило 2051 руб. По младшим воспитателям и обслуживающему персоналу за счет увеличения размера МРОТ в январе 2022 г . -4985/4602 руб. Доходы от внебюджетных средств, полученных через дополнительные платные образовательные услуги (в том числе заработная плата преподавателей) Таблица 8 Год 2020 2021 2022 Доходы (руб.) 303 820 850 830 713 500 Расходование внебюджетных средств (в руб.) Таблица 9 Заработная плата преподавателей 346 108 Коммунальные услуги 27 558 Уплата налогов 6 768 Хозтовары 75 222 Основные средства (холодильник, утюг) 27 589 Продукты питания 3 119 656 Доход от дополнительных платных образовательных услуг в 2022 году снизился по причине уменьшения списочного состава воспитанников, недобора детей в кружки и продолжением ограничительных мер при угрозе распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Внутренняя система оценки качества дошкольного образования позволяет максимально объективно оценить качество условий, процесса и результата образовательной деятельности в учреждении. МБДОУ «Детский сад № 52» по всем направлениям регионального мониторинга качества дошкольного образования в 2021-22 учебном году набрал 3 балла (базовый уровень) и более. В связи с изменениями во ФГОС ДО, принятием Федеральной образовательной программы дошкольного образования необходимо вносить изменения в систему оценки качества образования в учреждении. Результаты самообследования МБДОУ «Детский сад № 52» за 2022 год (по состоянию на 01.01.2023 г.) № Показатели Ед. измерения 1.5.2 Образовательная деятельность Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе: В режиме полного дня (8-12 часов) В режиме кратковременного пребывания (3-5 часов) В семейной дошкольной группе В форме семейного образования с психологопедагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет Численность/ удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода: В режиме полного дня (8-12 часов) В режиме продленного дня (12-14 часов) В режиме круглосуточного пребывания Численность/ удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии По освоению программы дошкольного образования 1.5.3 По присмотру и уходу 1.6 Средний показатель пропущенных дней при посещении день дошкольной образовательной организации по болезни на 1 1.1 1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.1.4 1.2 1.3 1.4. 1.4.1 1.4.2 1.4.3 1.5 1.5.1 человек 189 человек человек человек человек 189 - человек человек 42 147 человек / % 189 / 100 человек / % человек / % человек / % человек / % 189 / 100 39 / 21 человек / % 39 / 21 человек / % 39 / 21 человек / % 39 / 21 26 1.7 1.7.1 1.7.2 1.7.3 1.7.4 1.8 1.8.1 1.8.2 1.9 1.9.1 1.9.2 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 одного воспитанника Общая численность педагогических работников, в том числе: Численность/ удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование Численность/ удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) Численность/ удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование Численность/ удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) Численность/ удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: Высшая Первая Численность/ удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: До 5 лет Свыше 30 лет Численность/ удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет Численность/ удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/ удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации / профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/ удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Соотношение «педагогический работник / воспитанник» в дошкольной образовательной организации человек 30 человек / % 21 / 70,0 человек / % 21 / 70,0 человек / % 9 / 30,0 человек / % 9 / 30,0 человек / % 14 / 47 человек / % человек / % 9 / 30 5 / 17 человек / % человек / % человек / % 6 / 20 6 / 20 3 / 10 человек / % 7 / 24 человек / % 33 / 100 человек / % 33 / 100 Человек/ человек 1 / 6,3 1.15 1.15.1 1.15.2 1.15.3 1.15.4 1.15.5 1.15.6 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников: Музыкального руководителя Инструктора по физической культуре Учителя-логопеда Логопеда Учителя-дефектолога Педагога-психолога Инфраструктура Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников Наличие физкультурного зала Наличие музыкального зала Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность воспитанников на прогулке да / нет да / нет да / нет да / нет да / нет да / нет да да да нет да да кв.м 7,18 кв.м 354 да / нет да / нет да / нет да да да Анализ показателей указывает на то, что Учреждение имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям действующих Санитарных правил и норм и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС ДО. Учреждение укомплектовано достаточным количеством квалифицированных педагогических и иных работников, что обеспечивает высокую результативность образовательной деятельности.